Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

суббота, 13 июля 2013 г.

Глава 6. Особые школы для одаренных детей.

На основании ежегодного тестирования в школах родители могут получить письмо, приглашающее поместить ребенка в программу для gifted children, которая начинается с 4 класса. Попасть в программу можно и на более позднем этапе при наличии мест, то есть создаются листы ожидания для каждого класса. В нашем городе таких программ несколько и наш ребенок такое приглашение получил.

Поскольку с возраста, когда научился держать карандаш, он отличался способностью и стремлением рисовать и преподаватели в саду и младшей школе это не раз отмечали тоже, мы решили, что неплохо будет не только оказаться в провинутой академически программе, но и развить его творческие наклонности. По опыту более старших детей наших друзей мы знали, что есть особенная школа, где сочетаются два данных направления и имея выбор, мы решили сначала попытаться попасть именно в нее, а если не выйдет, то в любую другую Magnet program (для академически продвинутых детей). Почему были сомнения выйдет ли? Потому что туда было необходимо дополнительно пройти audition (прослушивание), интервью и собрать рекомендации, то есть зачисление конкурсное.



В школе этой ежегодно по осени проходит день открытых дверей, куда все заинтересованные могут прийити для более полного и близкого ознакомления, получить пакет документов и задать все свои вопросы, что мы и сделали в год, когда сын начал 3 класс. В декабре проходил конкурс, к которому необходимо было подготовить портфолио, пять рекомендаций от взрослых (учителей, соседей, пастора, друзей родителей, руководителей внешкольных программ и т.п.) выполнить задание (для каждого творческого направления свое) и прийти в назначенный день для интервью и выполнения творческого задания перед комиссией.





В школе существует несколько отделений (majors): visual arts, music, band, orchestra, vocal, dance, ballet, drama, creative writing. Самый большой конкурс был как раз на художественное направление, поскольку, чтобы попасть на другие, надо уметь танцевать, играть на инструменте и т.п., а тут всем желающим попасть в школу кажется, что рисовать – самое несложное и хоть как-то любой ребенок это умеет. Но требования достаточно высоки, количество мест очень невелико (всего два 4-х класса набирают, в среднем 50 человек на все отделения вместе), поэтому волнения было много. Результаты сообщают письмом в марте.



В тот момент у моего мужа была подвешенная ситуация на работе и он начал подыскивать варианты и был приглашен на интервью в столицу (Вашингтон DC), куда поехал хотя бы для опыта. Нам очень нравится где и как мы живем, поэтому переезжать особо не планировали, но понятно, что все зависит от работы кормильца, если надо – переедем. И вот именно в день его интервью приходит письмо о том, что сын принят в эту школу: что делать? По прилету мужа домой мы с волнением стали взвешивать все за и против и решили, что ради будущего сына стоит остаться чего бы это не стоило и искать работу на месте. Миша был очень счастлив новостью и 4 класс начал в новой школе.


Школа по сравнению с обычными публичными очень невелика и зданием, и составом учащихся, и количеством учителей и обслуживающего персонала. В этом, на мой взгляд, еще одно ее достоинство, все друг друга очень хорошо знают и ощущают семьей. В отличие от стандартного elementary, middle and high school деления тут остаются вместе дети с 4 по 12 класс (с 9 по 12 в здании соседней high school), но тем же составом. 
В 4 и 5 классах дети могут выбрать играть либо в духовом либо в скрипичном оркестре и начать обучение, не будучи студентом этого направления, с нуля. Наш ребенок решил играть в band (духовой оркестр), которые тут безумно популярны и есть практически в каждой школе, как, собственно, и скрипичные. На первом уроке во время знакомства учитель (очень заслуженная и получившая массу наград и признание за годы работы в этой школе), поработав с каждым студентом, выразила рекомендации по поводу выбора инструментов. Поскольку наш старший сын, увлекаясь музыкой, освоил игру на всевозможных и, прикупив их, потом оставил, переехав в Калифорнию, мы имели дома неплохой выбор. Инструменты чаще покупают родители (можно рентовать или пользоваться школьным, но это не всем и не всегда удобно,т.к. надо практиковаться дома обязательно), что недешево, интернет тут большой помощник. Нам повезло и тромбон, который Миша с учительницей выбрали, был в нашей »коллекции». Началась веселая жизнь! Каково же было мое удивление, когда 4 месяца спустя, прийдя на отчетный концерт, мы услышали сносную игру оркестра наполовину состоявшего из таких же новичков. К концу 5 класса они играли уже достаточно сложные классичекие произведения и выступали. Самым сложным было не пережить душераздирающие звуки, а приучить себя и ребенка не забывать огромный футляр два раза в неделю и видеть его, сначала скособоченного, а потом постройневшего, несущего этот футляр. Иногда, помогая мне переносить сумки с продуктами из машины, он гордо заявлял: « По сравнению с тромбоном – это ерунда, я привык к тяжестям теперь». Для концертов обязательным был наряд, состоявший из белой рубашки с бабочкой и черных брюк. 







Кроме того, дети пробовали и все остальные направления с целью выбрать одно, как minor с 6 класса. Результатом выбора и наших разъяснений, что все-таки надо бы изучать что-то применимое в реальной жизни, стал minor in creative writing, где дети изучают премудрости писательского мастерства во всех жанрах, в т.ч. резюме, анонсы, реклама, стихи... Обязательным в программе был французский язык (забегая вперед, в этом семестре учат испанский), а в одной из школ города есть даже и русский, куда пытался пристроиться в свое время старший сын, но учительница его быстро раскусила.
В своем основном направлении ребенок достиг большого прогресса и в использовании разнообразных материалов, техники, творческого подхода и в изучении истории искусств, будучи в восторге от очень креативных преподавателей. Дважды в год их отделение участвует в городской традиции gallery-hop, когда различные художники и творческие объединения выставляют работы в различных залах и зданиях Даунтауна и публика, перетекая с одной выставки на другую, наслаждается атфосферой вечернего города, общением, прогулкой, угощениями и, конечно, самим искусством. В месте выставки работ студентов нашей школы всегда есть и музыкальное сопровождение: в исполнении студентов музыкального отделения звучит классическая музыка. Наши студенты предлагают свои работы для бизнесов и индивидуалов в рент
(10 долларов в месяц для экспозиции в офисе или доме на 6 месяцев), средства от чего идут в фонд развития школы и на ее нужды.








 


 
 

 
В дополнение ко всему прочему, ежегодно школа выпускает музыкальный спектакль (диснеевские школьные версии Бродвейских шоу), в котором 4 и 5-тиклашки участвуют в обязательном порядке в одной массовой сцене, где танцуют и поют, а всех остальных героев исполняют учащиеся с 6 по 8 класс.Техническое обслуживание осуществляется командой, также собранной из студентов, которыми руководят в свою очередь 9-12 классники. Они же, специализирующиеся в драме и сценической постановке, проводят репетиции, занимаются вокалом и танцами с труппой, помогая нескольким специалистам и продюссерам, роль которых выполняют учителя, родители и несколько приглашенных профессионалов. В начале сезона происходит конкурс на роли (3 дня проходят прослушивания), собирается родительское собрание, где распределяются обязанности и назначаются ответственные за разные направления, собираются обязательные взносы для всех участвующих и начинается 2-месячная напряженная работа!

На фото: в этом зале театра проходят спектакли, волонтеры собирают декорации, Миша после первого участия в спектакле, будучи 4 классником, я за работой и нарисованные мною декорации.



 
 
 
В этом году мой ребенок, несмотря на 6 дневные тренировки по плаванию в более старшей группе, не хотел оставаться в стороне и участвовал в конкурсе на роль. Опыт участия в 4 и 5 классах был прекрасным. Спектакль проходит 3 дня в здании настоящего городского театра, что само по себе потрясающий опыт и для детей и для родителей. На утренние шоу приежают дети из разных школ каунти и города, а на вечерние продаются настоящие билеты в кассах театра (все по-взрослому) для широкой публики. Реклама с интервью актеров и директора проходит заранее по местному тв, что тоже очень интересный и особенный опыт для детей, да и взрослых, которым посчастливится туда попасть.
Я не могла не пригласить прийти на спектакль ближайших друзей в первый же раз, еще не очень зная, что ожидать, но все ожидания были превзойдены! Одна подруга сказала, что никогда не получала такого удовольствия даже на самих бродвейских шоу. Теперь это у нас традиционное событие – выход с друзьями на спектакль школы в ноябре. На второй год я подписалась мастерить маски для младшеклассников, требовавшиеся по сцене, что тоже было весело и интересно, помогала перевозить и сортировать костюмы, удивляясь, как много делают и реально успевают другие родители, кто дневал и ночевал в школе, а потом в театре. Мой муж получил постоянную роль видеографа и мы производим видео спектаклей на память всем желающим. Узнав о том, что сын получил роль, причем неожиданно для нас достаточно центральную, правда без пения и танцев, я не могла оставаться в стороне и приняла более активное участие тоже. Поскольку мы задумали сделать еще и фильм о подготовке спектакля, чтобы отразить это совместное творчество стольких людей, то я присутствовала на репетициях и снимала, при этом не переставала удивляться дисциплинированности, организованности, искреннему интересу, и вовлеченности детей и профессионализму старшеклассников, проводивших основные этапы репетиций. Ну а самое главное для меня – я попробовала рисовать декорации и обнаружила, что не только могу, но и получаю массу удовольствия. При специальном свете на сцене они выглядели потрясающе и мне просто хотелось, как той лягушке, подскакивать каждый раз и кричать на весь зал – и это я, и это тоже я!!! Но кричать не пришлось, мои заслуги были признаны и я получила столько комплиментов своей работе, что надолго хватит заряда. Несколько раз участвовала в наложении грима рядовым актерам, что тоже очень интересно.


SCAPA: Little Mermaid Jr- фоторепортаж в местной газете о генеральной репетиции спектакля. На первом фото там мой сын в совершенно неузнаваемом облике, исполняющий роль царя Тритона, ну и мою работу декоратора можно разглядеть:).


Спектакль и наш фильм имели бешеный успех и нас ждет еще много радостей и работы на этом пути, поскольку теперь мой сын не только хочет участвовать в каждом, но и сменил minor с creative writing в этом году на drama в следующем.


Конечно, и в рамках такой школы есть более успешные академически студенты и есть менее, есть те, кто выделяется лидерскими организаторскими способностями. Для первых есть специальный класс, проводимый во время обычного расписания для других: Quest, куда собраны студенты, показывающие самые высокие баллы при тестировании и с ними занимается специальный учитель по специальной программе с целью улучшить их способность добывать знания, анализировать и применять полученные, практиковать продвинутые техники обучения с особыми заданиями и проектами. В конце первого года в школе все студенты заполняли анкету на предмет определения одноклассников, которые выделялись своими лидерскими способностями. На основании мнений студентов и рекомендаций учителей в пятом классе для выбранных студентов был еще один специальный класс «Leadership», цель которого научить детей с явными к этому способностями правильно их реализовывать в жизни.


Некоторые обсуждаемые в классе, куда попал и наш сын, темы: целостность личности, честность, признание заслуг других людей, вдохновение, цели и пути их достижений, исправление ошибок, инициатива, определение персональных способностей, правила мозгового штурма, возможности изменить мир, в чем более всего нуждается современный мир... При разборе ящиков стола мне попалась рабочая бумага с вопросами к студентам на одном из уроков в этом классе, а в скобках ответы моего ребенка, показывающие уровень мышлениях этих пятиклашек:


что волнует тебя более всего, что бы ты хотел изменить,остановить (загрязнение природной среды, войны и криминал),


что ты умеешь делать лучше всего, в чем ты хорош (арт, дизайн, чувство юмора, хороший вкус, сочинительство и писательство),


люди думают про тебя, что... ( мама - что я дурашливый и как мой папа, друзья – смешной и веселый, друзья по спорту – соревновательный и оптимистичный, папа – я точно такой, как он)


что ты сам думаешь о себе (я странный и сложный, умный и веселый, люблю делать людей улыбающимися и счастливыми, благодарный)


твои ближайшие цели (узнать как можно больше о компьютерах и программировании, почаще рисовать и прилагать старание ко всему)


твои надежды и мечты (стать настоящим, может даже великим, пловцом, пожить в Австралии, делать мультипликацию)


кто поддерживает и мотивирует тебя на пути к осуществлению их ( мама, папа, дедушка)
если бы ты имел миллион, чтобы помочь другим, как бы ты его потратил (пожертвовал на медицинские исследования для неизлечимых болезней).




Не могу не отметить, что мой сын, отучившись и в том и в другом классах, вынес из них очень много полезного и образовательного, что сделало его очень интересным собеседником, нашим проводником в некоторые культурные моменты и, безусловно, дав ему много навыков, которые пригодятся в будущем. 


Еще одним предметом, который изучают в его школе те, кто прошел опять же по конкурсу – видеография. Дети учатся делать радио, видео, фото и тв репортажи на реальном опыте создания их для своей школы ежеденедельно для самой критичной аудитории – своих сверстников. В классе одновременно находятся 6, 7 и 8 ми-классники, работая над одним проектом вместе. Этот класс - один из любимейших у моего сына, поскольку интерес к видеопродукции у него возник ранее в процессе наблюдения работы нашего семейного бизнеса и давнего увлечения его отца, которого Миша с рождения видел с камерой в руках и за компьютером, монтирующим материалы.


Школа очень заметна в городе не только из-за спектаклей, но и множественных концертов, победами в конкурсах, публичными чтениями в книжных магазинах, участием во всех городских мероприятиях, задействующих творческие коллективы. При этом она является публичной бесплатной школой и подобные есть во многих городах. Дети почти всех наших друзей обучаются или обучались в других magnet programs и тоже имели прекрасный опыт. Большинство получили полные сколаршипы в колледжи по результатам академических и других заслуг.


Школьные новости, сделанные в классе видеографии и видео о школе.


После поста на форуме были комментарии:


«Спасибо огромное за подробный рассказ о школе для одаренных детей. Как же сын все успевает? Школа, подготовка к школе, масса арт проектов, плаванье 6 раз в неделю, а еще музыка. Я бы может не придала значения такой нагрузке, если бы сама не занималась музыкой. С июля прошлого года на старости лет решила последовать за мечтой и пошла учиться играть на фортепиано. Спустя год в моем арсенале пьеска Баха, колыбельная, пьеска Гедике и Улыбка Шаинского. Мне тяжело, так как времени нет заниматься, двигаюсь медленно. Поэтому когда вы написали, что сын через 5 месяцев сносно играл базовые вещи в оркестре, а через год - классические произведения. Я просто не могу не спросить, как он все успевает? Понимаю, у него детские руки, которым намного проще, но все таки,зная какой это труд, разучить одно произведение. А еще ведь он рисует и играет в театре. Обалдеть! 

Интересно было почитать ответы вашего сына на школьный вопросник. Т.е. все таки он еще и программированием хочет заниматься? А в школе преподают это? "


"Знаете, после чтения ваших заметок я искренне не понимаю людей, которые с пеной у рта доказывают, что российское образование глубже и сложнее и фундаментальнее. Я не знаю, честно, как сейчас учат в школе. Но в моем детстве, даже один факт того, что за 7 лет уроков "пения" нас не научили ни петь, ни играть, и я не знала ни одной ноты, перечеркивает все такие разговоры.Научные предметы, такие как физика и химия, нам преподавали в отрыве от жизни.Если бы хоть кто-то показал на примере зачем нужна физика и химия, какое они играют значение в жизни и какие двери открывают, а на практике мы сражались всем классом с валентностью и решали задачки, не понимая что и как и зачем. Да что говорить, вы все написали, умеющий читать, да услышит.2 

"
Татьяна, а про себя расскажите. Я правильно поняла, вы не работаете сейчас? А если оба родителя работают, очевидно они не могут столько времени уделять школе, как вы. Тогда как? Заметно ли это влияет на успеваемость и на возможности ребенка?"


"Татьяна, а в дневнике фото сына рядом с рисунком, это его работа? Необычная. Кстати, у вас шикарные декорации. Я тоже одно время училась живописи, где-то с год. И смотрю, что у вас отлично получаются объемные формы и игра свето-тени. Вы учились рисовать?" 


И еще выложите плиз ссылку на видео, которое вы снимали во время репетиций. Спасибо!»


По вопросам приведенным выше и дополнительным позднее, я ответила:


Ребенок может быть переведен в обычную публичную школу только если его оценки в major низкие, т.е. талант и старание не проявляются, по академическим предметам допускаются не самые высокие оценки, но с ним будут работать над причинами. По результатам тестирований школа из года в год попадает в список лучших по штату, так что реально это проблема не очень актуальна. Если оценки по академическим предметам снижаются во время репетиций, то могут освободить от участия в шоу, участие в котором считается привилегией. В школе есть дети, родители которых приехали из самых разных стран. Из тех, что я лично знаю: Россия, Германия,Сербия, Босния, Армения, Филиппины, Индия, Корея... чернокожих детей относительно немного, как и вцелом в нашем штате и городе. 

Миша в этом году уже в оркестре не играет, так как там надо пахать, а его нагрузки на плавании увеличились и учиться сложнее, поэтому он и выбрал creative writing. В пьесе участвовал на роли только первый год, до этого массовая единственная сцена не требовала столько репетиций, а тут, да , было очень трудно, почти каждый день сразу после школы на протяжении 2 месяцев (но не весь год!). Пришлось написать письмо тренеру и взмолиться разрешать иногда пропускать тренировки (у них строго) или опаздывать, т.к. чаще успевали (репетиции с 4 до 6, потом плавание с 6 до 9 и сразу кушать и спать). Тренер очень порадовал хорошим письмом в ответ, сказав, что они придерживаются мнения, что дети должны пробовать себя во многом и иметь fun в жизни и он только "за". У них многие пловцы очень активны и в других сферах и учатся прекрасно, почти все по выпуску получают сколаршипы. Самым неожиданным и поразительным было увидеть, как за два!!! месяца из ничего получилось потрясающее шоу! До сих пор с трудом верится.


Программирование с нашей подачи возникло, т.к. до этого мечтал делать мультфильмы и очень увлекался animation, потом сказал, что хочет быть graphic designer. Компьютеры изучают уже в детском саду, Миша начал в 3 года, помню открытку на Mother's day в четыре года на компьютере сделал. Сейчас спросила, он ответил, что не помнит, всегда знал как пользоваться компьютером, но это, естественно, не программирование. Сейчас в школе один семестр есть класс: computer applications, in high school можно по выбору взять программирование. Но вцелом компьютеры используются для всех предметов в школе и являются привычным ежедневным школьным аксессуаром.


Дома Миша любит позаниматься с Photo Shop, который освоил самостоятельно. Тут одна проблема: так и норовит и во время еды, и перед сном в кровати, и повсюду с собой таскать и использовать в любую свободную минуту I-pad. Но по требованию пока еще возвращает без споров. Знаю, что во многих семьях есть крайности: либо разрешают и не следят и, как результат, дети сидят до опупения, а есть, где супер-строго. Вот женщина, с которой неделю благодарности для учителей проводили вместе, как раз рассказала про своих: у нее четверо с 13 до 18 лет и всем на неделе компьютерами пользоваться запрещено и спать все ложатся в 9.30, но, как она, утверждает, с их занятостью никто и не возражает. Еще забыла упомянуть про обязательный курс профориентации, который есть в каждой школе с 6 класса и многое можно делать из дома с родителями, у которых есть личный доступ к аккаунту ребенка. Там масса тестов и поисковиков, помогающих определить где можно получить профессию, сколько будет стоить образование, как подготовиться, что ожидать, какова средняя оплата и востребованность, что необходимо учитывать и т.д., интересно и для взрослых даже.


 

На фото: работы студентов отделения visual art в школьном коридоре, в которых каждый выразил свое представление своем о будущем в плане специальности и индивидуальности. А вот здесь видео flash-mobs, которые устраивали студенты нашей школы вместе с учителями в качестве fundraiser для сбора средств на строительство нового здания. Школа должна была продемонтсрировать заинтерtсованность в сборе средств, чтобы получить грант от одной организации и было придумано выступить в разных местах города: 


на городском фестивале:



Здесь, где видна атмосфера праздника на улицах города и участие учителей вместе с детьми, а второе



в большом книжном магазине

Этот магазин сам по себе заслуживает, чтобы его показать и является одним из любимых мест для посещения нами.


По поводу сравнения с российской системой: я не пытаюсь сравнить, т.к. сама училась уже очень давно и это будет некорректное сравнение, а дети старшие со мной только год в России жили, потом уже сюда перебрались, тоже особого опыта нет. Опять же осознаю, что и тут может быть совершенно иная картина, но суть в том, что мы же не на особые условия, кем-то нам специально созданные, приехали, а влились в работающую систему, которая привела нас вот к таким пока результатам.  То же самое сделать никому не возбраняется. А фото вставляю не для хвастовства (сын заволновался на этот счет), а для иллюстраций, чтобы не возникло сомнений уж не привираю ли, не преукрашиваю. Кому-то, может, и как раз покажется, что ничего особого, все могут сравнивать со своим опытом. Мне наш нравится.


Если оба родителя работают, то катастрофа. Тут зависит что за работа. Знаю, что у кого-то есть возможность и уйти пораньше или работать из дома, подменяют друг друга, бабушек-дедушек активно задействуют, у кого-то средства позволяют иметь помощника (бэбисеттера, няню, назовите как угодно), кто будет возить и т.п. Но у многих занятых и успешных один из родителей не работает (да и мужчины,порой), иначе приходится чем-то жертвовать. Ну и еще важен момент: тут большинством родителей волонтерство, присутствие на школьных, творческих и спортивных мероприятиях ребенка не рассматривается, как нагрузка или повинность, а больше, как разновидность отдыха, общения, fun, то есть родители между собой общаются, везде своя тусовка, пока дети заняты. В любом парке страны можно увидеть, что если дети тренируются на поле (бейсбол, футбол, соккер, лакросс...) то вокруг полно родителей, сидящих в раскладных креслах, читающих, жующих, беседующих, загорающих, висящих на телефоне и общающихся... делающих неотложные дела прямо там. То есть вечером и в выходной многие предпочитают такое времяпровождение: и судят соревнования, и едой обслуживают, что требуется, то и делают. Все наши у своих детей в школах в каких ролях только не присутствовали, а те, кто либо не может, либо уж совсем душа не лежит- "откупаются" как бы, ведь масса fundrisers постоянно проходит, кто как, но помогают и участвуют все.


То есть я, да, сейчас не работаю, поскольку раньше именно и была ситуации, что ни сил, ни желания, ни энергии и вдохновения, и сын часто огорчался по этому поводу, а сейчас гордится и, в школе увидев, не игнорирует, не стыдится, радуется. 
Поскольку построением серьезной карьеры я себя не озадачиваю, то пока наслаждаюсь общением и своей нужностью и полезностью. Будет момент, когда начнет предпочитать, чтобы нас рядом особо не было, сам водить начнет уж через три года, успею наработаться.


Фото, да, Миши с рисунком, сделанным в 5 классе. У нас дом много его работ уже украшает, их в конце года возвращают после всех выставок. У дочери друзей, закончившей эту же школу, одна работа попала на экспозицию в здание Конгресса США в Вашингтон и девочка получила тоже полный сколаршип.


Я в детстве любила делать стенгазеты, принцесс рисовать и т.п. и все дети меня просили и им нарисовать, поэтому после усталости от балетной школы перешла в художественную, в которой училась три года, видимо, навыки сохранились, вот и применила для декораций. В этом году, если все нормально, тоже буду участвовать, там нас отличная компания родителей подобралась, как раз было здорово совмещать приятное с полезным вечерами и выходными: мужчины пилили, строгали, сколачивали, женщины красили, рисовали... А здесь я тоже нахожу время для творчества, люблю делать небольшие подарочки для друзей.


На фото некоторые экземпляры:





 
 


Мой муж тоже творческий человек и у него есть свои работы, которые даже доступны для покупки на сайте

Ссылки на видео с репетиций нет, поскольку фильм больше часа длиной получился, и просто руки не дошли выложить в сеть, может, муж клип сделает как-нибудь покороче. А пока еще несколько фото из школьных коридоров:



  


     




Видео с праздника в школе по поводу начала нового учебного года в августе 2013
http://www.youtube.com/watch?v=mCqChZpRhw8&feature=youtu.be

Комментариев нет:

Отправить комментарий