Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

суббота, 13 июля 2013 г.

Глава 5. Семья и дети . Школа.








Гармоничным переходом от темы знакомств становится тема семьи и детей.




Количество мужей, гуляющих с ребенком, а то и с кучей мал-мала-меньше без мамы, навевает мысли о полном равенстве, как и присутствие отцов на детских мероприятиях и собраниях в школе. Тут, я думаю, все идет еще от совместных родов. Кстати, этот этап в нашем опыте описан у меня, возможно, даже слишком подробно для некоторых неподготовленных читателей, в «Записках путешественников с серьезными намерениями», куда можно попасть по ссылке на первой вводной странице.





 
Возвращаясь к равенству: потрясающе часто в американских семьях приготовителем всех блюд является муж, но количество перепробованных мною творений моих сослуживиц и подруг говорит о том, что и женщины при этом умеют и любят готовить. Разделение обязанностей в столь четком виде, как это происходит в большинстве своем в России, отсутствует. Жены, как и мужья, могут делать что угодно вне зависимости от пола. Нередка ситуация, когда деньги зарабатывает и строит карьеру жена, а муж заботится о детях. Количество учителей-мужчин в школах и воспитателей в садах говорит о том, что немало представителей этого пола нисколько не возражают всерьез заниматься подрастающим поколением.


Здесь не могу не отметить, что даже если у вас в семье отношения складывались до сих пор более традиционным образом, то приехав в Америку, имеет смысл многие моменты пересмотреть. На своем опыте знаю, что очень важно женщине освоить не только вождение, но и использование GPS и заправки, разобраться в страховках, как на машину и дом, так и в медицинской, чтобы при случае не чувствовать себя беспомощной. Неплохо научиться справляться с перегоревшими пробками и заменой или хотя бы выемкой батареек в противопожарном сенсоре, который может начать душераздирающе пикать, не ориентируясь на то, есть муж дома или нет. Важно также понять, что делать, если что-то сгорело на плите и начала работать сигнализация в аппартменте, ну а там уж можно взяться и за освоение отчета по налогам, если это делает кто-то один в семье, уплаты платежей, как чеками, так и электронным, более применимым сейчас, образом, и даже инвестирования средств, если таковые имеются. Начинать планирование своей пенсионной жизни тоже никогда не рано, не говоря о «черном дне». В ситуации, когда все это сосредоточено в одних руках, а второй супруг «ни ухом, ни рылом», как говорится, не знает ни названий страховых компаний, ни номера аккаунтов, ни суммы, ни способы связаться, ни даты платежей, ни паролей... обстоятельства могут повернуться так, что возникнет масса трудноразрешимых проблем, особенно если еще и с языком проблема и помочь особо некому. Так что я всеми руками за равенство!


Вообще, культ семьи явно присутствует и несмотря на все присущие семьям проблемы: отцов и детей, родственников и непервых браков, стойкие традиции позволяют этот культ поддерживать. Такой любви к семейным портретам чуть ли не в каждом сезоне, созданию генеологических деревьев, семейных альбомов и архивов из событий, призов и поделок детей, трудно себе представить. Есть несколько праздников в году, когда семья по неписаному закону собирается вместе и тут даже бывают конфликты как поделить праздники между, скажем, посещениями родителей, живущих в разных городах... Еще очень популярна традиция family reunion раз в год, когда у кого-то (часто из-за количества приезжающих и в отеле) собираются все родственники далекие и близкие или это может быть как вариант и на каком-то курорте, или в круизе или в национальном парке, в парке Диснея... кому как нравится и позволяют средства. 



Впечатляет и то, как принято поддерживать детей в их школьных и внешкольных занятиях. На любом концерте, выступлении или спортивном состязании вы обнаружите не только родителей чада, но и всех родственников, кто живет поблизости. Поскольку наш сын занимается плаванием, то на многих соревнованиях из-за этого, порой, нереально найти место, чтобы присесть: на одного пловца под пяток, а то и больше, зрителей-болельщиков и вопят они так, что я с трудом вообще выдерживаю присутствие на таких мероприятиях, хотя и тоже болею за своего спортсмена, но раскрепощенности мне явно не достает, чтобы это активнее проявлять. А вот тут пример обстановки на соревнованиях сына:

 


Чемпионат шт. Кентукки 11-12 лет, 50м брасс









 

На фото: бассейн, где тренируется сын и проходят некоторые соревнования, я во время волонтерской работы по обслуживанию едой спортсменов и гостей, ежегодный банкет нашей команды, после награждения (золотая медать за заслуги в сезоне).


Не перестаю удивляться повсеместной вовлеченности родителей во все дела детей: волонтерство развито настолько широко, что описать не представляется возможным. Например, на традиционном банкете спортивной команды моего ребенка, проводимом с целью подведения результатов сезона, награждения лучших и тренеров и проводов выпускников, главный тренер выступил с благодарственной речью родителям и упомянул такой новый для меня факт: все соревнования в стране по плаванию существуют, организовываются и проводятся только силами родителей, которые выступают в роли таймеров, судей, директоров, анонсеров, регистраторов и т.п., тратя часы, необходимые на получение нужных квалификаций. В контракте при приеме ребенка в команду, четко проговаривается, что если родители не желают волонтирить, то должны компенсировать деньгами. Надо сказать, что в это дело втягиваешься и, зная детей в команде с малолетства, уже и не думаешь о том, чтобы пропустить очередные соревнования. Вместо положенных двух сессий «отработок» мы берем все возможные, чтобы не просто присутствовать, но и приносить пользу по ходу.


Работа родительского комитета в школе столь заметна и важна, что становится для некоторых либо основной, либо очень конкурирующей с основной, работой. Родители участвуют в обсуждении кандидатур новых учителей, планах на ремонт или строительство здания школы, правил поведения учащихся и во всех внеучебных школьных мероприятиях.


Сегодня началась традиционная неделя благодарности учителям. В каждой школе свой план, но цель одна – порадовать, побаловать учителей и показать, как они важны и ценимы и студентами и родителями. Организуется все тоже силами родителей. В нашей школе сегодня был завтрак для учителей, который я помогала организовывать, завтра будет ланч, затем день подарков и десертов, а в четверг детям предлагается принести открытки для своих учителей со словами благодарности и признания. Мой ребенок составил список всех, кто на его взгляд достоин его труда, и весь день вчера писал, каждому индивидуальный текст и декор. В пятницу планируется собрать в каждой классной комнате корзину с необходимыми или желаемыми мелочами для класса в помощь учителю, работающему в этой комнате. 




На фото: подарочные корзины для учителей из предметов, пожертвованных родителями, ланч для всех сотрудников школы, завтрак для учителей.




 


Находясь сегодня в школе, я пообщалась с несколькими родителями, вовлеченными в процесс и проголосовала за нового члена совета по принятию решений от нашей школы, прочитав о каждом претенденте в специальной листовке. В очередной раз поразилась энтузиазму, заинтересованности, если не сказать профессионализму, так как опыт у каждого ого-го! Атмосфера в школе (у моего сына это вторая школа) тоже очень вдохновляет. Начиная от входа, пропитываешься особым духом (у каждой школы есть свое животное-символ, который в разных формах присутствует везде). Символ нашей школы – пингвин и они представлены во всех вариациях: как мягкие игрушки, расцвеченные огнями фигурки, рисунки, плакаты...


Нередко родители дружат с учителями, как сложилось и у нас. Еще в детском саду сын подружился с сыном воспитательницы и мы общались семьями, правда, недолго, а вот с учительницей 4 класса, которую сын частенько, как и другие дети, называл мамой, обращаясь, дружим семьями уже два года, бывая друг у друга в гостях, списываясь и созваниваясь, а сын еще и в ланч к ней в класс любит прийти. 

На фото: школьные пингвины, с Мисс Ганн - учительницей и другом семьи, у нее во дворе дома всегда полно детей, на ее веранде в гостях.


  

 






Несмотря на то, что наша школа очень особенная, но и в предыдущей и по опыту друзей, у которых дети в разных школах, ощущение, что тут в школах работают люди, не просто любящие свою профессию, но и прежде всего, обожающие детей и умеющие находить к ним «ключики». 


Сегодня, проведя в школе часа три, в сотый раз убедилась в вышесказанном. Учителя были бесконечно благодарны за организованный ланч, дети с энтузиазмом подписали, созданный мною благодарственный постер, я пообщалась с самоотверженными мамами и одна из них, у которой 4 детей и которая была основным организатором, даже взяла мой телефон с идеей сходить как-нибудь вместе на ланч (обычно это признак дружеского расположения и желания познакомиться поближе). Женщина сама по специальности дантист, муж доктор, но сейчас она не работает, т.к.занимается четырьмя разновозрастными детьми и активно волонтирит, помимо занятий спортом, участием в благотворительных акциях, путешествий и т.п. Кроме всего прочего, в их доме каждый год живет иностранный студент, приехавший учиться по обменной программе, т.к. они с мужем считают, что это позволяет их детям расширить представления о мире, научиться налаживать контакты с самыми разными людьми из разных культур, несмотря на то, что хлопот это прибавляет очень много. Вернувшись домой, обнаружила пару электронных благодарностей лично мне от учителей, было неожиданно и очень приятно, поскольку я считала и просто устные благодарности достаточными.


Коммуникация между родителями и учителями осуществляется обычно либо по электронной почте, либо передачей писем через ребенка. Именно эти письма – мои любимые! В них обычно рассказ о планах на семестр или неделю, требования, прогресс класса, задачи на будущее, рекомендации и обязательно выражение благодарности родителям за возможность учить наших чудесных детей и признание, что это высшая привилегия и то, ради чего живешь и встаешь каждое утро с энтузиазмом. Написано все не в какой-то стандартной форме, а всегда индивидуально, это просто то, что я обобщила из запомнившегося. Смешно, но каждый раз, читая письма из школы, я не могу сдержать слезы. Будь то комментарии к оценкам и поведению моего ребенка или просто бумага для каждого родителя о классе. Поэтому меня не надо уговаривать покупать стикер на машину типа " Гордый родитель пингвина" (так называют всех студентов нашей школы) или пловца. Я вижу подобные наклейки практически на каждой машине, за разницей, что у кого-то дети в саду, а у кого-то в армии, но смысл один – выражение гордости за своего ребенка и его принадлежности к определенной школе, команде, организации... 



Для меня самым важным и разительным отличием от советско-российской системы воспитания и образования от американской является как раз вот это желание показать ребенку, что он может все, если захочет, что надо верить в себя, что образование – то, что меняет твою жизнь к лучшему, что каждому есть чем гордиться и выражать эту любовь и гордость не зазорно, не неловко, не странно... Столько, сколько люди здесь признаются друг другу в любви – человеку из русской культуры трудно воспринимать. Мы считаем, что значение слов затирается, если их часто произносить, они вообще перестают что-то значить. Но вижу, что это не так, по своему ребенку: он никогда не уйдет из дома или спать, не сказав « Love you!», не обняв, при встрече не признавшись :"I missed you" ( я по тебе скучал)... Причем культура объятия неотъемлема в местной среде: обнимаются при встрече и при расставании, при знакомстве, выражении благодарности и сочувствия, гордости и радости, при этом вы можете впервые друг друга видеть, быть начальником и подчиненным, родителем и учителем, кем угодно! Не даром выражения:“Give me a hug”, “You just need a hug”, “family hug” столь распространены, это как оказание помощи и делается абсолютно естественно. Люди, приезжающие к нам или к друзьям в гости из России, всегда сначала немного теряются, когда местные дети, знакомясь и прощаясь, их обнимают, ну не принято это у российских детей, а потом очень растрогиваются (можно так выразиться?) этим.


На фото: общий hug при расставании после Мишиного Дня Рождения.







Сейчас незаметно, но верно многие тенденции таких отношений проникают все больше в российскую среду, видимо, перенимаются и из чтива, фильмов, поездок людей, я это уже несколько лет наблюдаю, а в мои годы детства и юности очень редким явлением было, чтобы учитель или родитель так и сказал ребенку, да тем более перед другими людьми: «Я тобою очень горжусь и люблю тебя», такие слова казались слишком пафосными и неуместными. Может, конечно, это и разница в языке, на английском вообще много всего говорится, что совершенно неприменимо или не звучит по-русски. Часто мы даже с мужем и русскоязычными друзьями между собой говорим, используя английские выражения, что звучит более естественно и натурально во многих ситуациях. Здесь так и хочется привести еще пару примеров, которые никогда не оставляют меня равнодушной. На тв канале HLN есть вечерняя программа, которую ведущий каждый раз, прощаясь, завершает одной фразой: “And don’t forget to hug your kids” (не забудьте обнять своих детей), а суперпопулярная телеведущая дневного ток-шоу Еллен Де Дженерес свою программу ВСЕГДА заканчивает словами: “Be kind to one another!”( будьте добры друг к другу). Ну как можно не любить эту страну?


Вот ездила подхватить сына с остановки школьного автобуса (наша специализированная школа доставляет до пунктов сбора, а не до дома, как обычные школы), и нашла, что мне приятно, когда мы с водителем, видя друг друга каждый день из окошка наших средств передвижения, хоть и не знакомы лично, всегда помашем друг другу рукой, и на Рождество мой сын всегда для своего водителя хотел принести подарочек и собственноручно сделанную открытку. Предлагаю всем обратить внимание на жёлтую палку-шлагбаум, которая открывается у автобуса перед передним бампером. Небольшая деталь, но сколько жизней спасает. Она не даёт детям переходить прямо под передним стеклом и водитель видит всех детей перед собой. И если какая машина всё-таки нарушит ПДД и проедет, то ребёнок не выскочит перед автобусом, а будет на небольшом расстоянии от него - его заметить проще, и ему заметить ту машину проще. Автобус останавливается, включает свои огни и палка открывается. На фото виден небольшой кусочек этой палки между автобусом и почтовым ящиком. А в длину она обычно как весь перед автобуса (6-7 футов). Да, и еще автобус, приближаясь к остановке, начинает мигать, как рождественская елка, и раскладываются тоже мигающие "ушки" STOP, так что и слепой увидит Все машины, едущие в любом направлении, останавливаются и начинают движение только после складывания "ушек" и шлагбаума и начала движения автобуса. Не так давно нашумела история про тетеньку, которая утром, опаздывая на работу, не захотела ждать и объехала автобус по тротуару. Ее заловили, оштрафовали и был даже суд. По решению судьи наказанием ей было: стоять на углу улицы в течении, вроде, недели в определенные часы с постером в руках, на котором было написано что-то типа:"Я - идиотка, которая объехала школьный автобус по тротуару". Нарушение она совершала несколько раз. Видео снял водитель автобуса. Он же пожаловался в полицию, что она это всегда делает и в один из дней полиция уже поджидала. Тем, кто этому улыбнется и подумает, что, мол, полиции делать нечего - устраивать подобные засады, отвечу, что проезд школьного автобуса во всех штатах является крайне серьезным нарушением ПДД с очень высоким штрафом и даже возможностью посидеть несколько дней. Защита детей!
 


Сегодня в школе ко мне уборщица подошла и спросила чья я мама, а узнав, сделала несколько комплиментов моему ребенку, проявив, неожиданно для меня, знания о том, кто он и что... Учитель прошлого года, когда еще была младшая школа, в которой все предметы ведет один учитель в одной и той же классной комнате, тоже подошел пообщаться. Он вообще большой оригинал и славится креативным подходом к оформлению класса, заданиям и проектам и коллекцией галстуков-бабочек, которых так много, что он меняет их каждый день и умоляет больше не дарить, поскольку места в доме больше нет!:) Многие мальчики в школе, видимо, зараженные его примером, тоже носят «бабочки», да и для игры в оркестре на концертах это обязательный атрибут.


Помню, как ожидая первого дня в школе (тут в пять лет начинают), я страшно переживала как же мой малыш проведет почти ЦЕЛЫЙ день в незнакомом месте: и спать не уложат, и не проследят помыл ли руки, съел ли еду, и хватит ли этой еды, а вдруг в туалет срочно... Как-то в нашей компании поделилась переживаниями с подругами, у многих из которых дети уже через этот этап прошли и они все заулыбались и бросились наперебой меня уговаривать, что волноваться ВООБЩЕ не о чем! И правда, ребенок легко вошел в праздничный, яркий класс в объятия к учительнице, с которой уже познакомились заранее, и все было бы просто замечательно, если бы я сама не устроила сюрприз. Дело в том, что младшеклассников надо забирать на остановке, при этом предъявляя удостоверение личности специальному сопровождающему, который с детьми помимо водителя. А у сопровождающего и водителя есть список лиц, которые могут конкретного ребенка забрать, а лист родители сами заранее составляют. Так вот, если ты не в списке или у тебя нет удостоверения, тем более, что это был первый день, то тебе ребенка не отдадут и увезут обратно в школу. Я, делая что-то на компьютере предыдущим вечером, оставила свое водительское удостоверение, являющееся основным ежедневным документом, на столе в офисе и приехав за сыном его не обнаружила, чтобы предъявить. Таким образом мой недоумевающий сын был отправлен обратно в школу, а я, прокляная себя, понеслась, рискуя попасть в аварию, домой, а уже потом в школу и пережила жуткий стресс.


Однако, любви к школе и учебе этот эпизод у моего сына не отнял, к счастью. По сей день он с удовольствием туда ходит, даже скучает, если каникулы длиннее 2-3 дней и полностью самостоятелен в выполнении домашних заданий, если уж только что-то супер творческо-научно-исследовательское, когда нужны-таки помощники или «подопытные кролики», то обращается к нам. И мы и школа изначально приучают к организованности и предлагают это делать так, что если следовать, то проблем быть не должно.



Каждый год выдается книжечка, где подробно описаны правила поведения в школе, допустимые виды одежды и обуви, ограничения по пропускам и опозданиям, все моменты, связанные с транспортировкой и координаты всех учителей, сотрудников и учащихся. Надо сказать, что в нашем штате, во всяком случае, правила весьма строги: если пропуск более трех дней без справки от доктора, то грядут реальные проблемы и разбирательства вплоть для превлечения органов социальной защиты. Со справкой, то есть по необходимости – сколько угодно можно пропускать, но в любом случае необходимо дома продолжать заниматься, все можно узнать и делать через интернет. В начале года каждый учитель также выдает описание своего предмета со своими требованиями и особенностями, которые по прочтении и студент и родители должны подписать. В конце года тех, кто не пропускал и не опаздывал особо отмечают и награждают. Два раза в год проводится специальное празднование для учащихся на 4 и 5 (А и В). Церемония проходит в то время, когда остальные учатся (и завидуют), т.к. наиболее успешные в это время угощаются вкусностями, слушают motivational спикера и потом даже веселятся под музыку. Спикеры всегда исключительно умны, остроумны, заслуженны и говорят потрясающе (все родители присутствующие обычно с мокрыми глазами), встречаемые то апплодисментами, то громким смехом детей. Это очень стимулирует тех, кто сидит в классе и реально мотивирует находящихся в зале. В конце года еще более длительное празднование уже для всех по итогам с награждением, выходом на сцену, пожатием рук всеми учителями и директором...

На фото: Миша в числе награждаемых на сцене после 4 класса и с грамотами в руках после 5-го.

 

 
Многие дети уже с младших или средних классов знают о существовании различных возможностей заработать сколаршипы (стипендии) для колледжа: это прежде всего отличная учеба, успехи в творчестве, спорте, активность в школьной жизни и волонтерство. Наш сын с первого класса был в академической школьной команде для участия в межшкольных Academic challenge competitions, которые проводятся пару суббот в году в здании какой-либо крупной школы. Участию в подобных соревнованиях предшествует подготовка с тренерами (родители-волонтеры) после школы пару раз в неделю. Я бы не стала сравнивать это с российскими олимпиадами по предметам, так как тут вопросы могут быть абсолютно из любой области науки, техники, культуры... С каждым раундом количество команд уменьшается, а трудность вопросов увеличивается. Наша команда в третьем классе однажды дошла до четвертьфинала и это был уже очень приличный уровень, на вопросы которого я лично отвечать уже не могла. Тем, кто прошел в финал, даются стипендии в колледжи штата (хотя это могут быть четвероклашки еще только), ну а победителям и тем, кто соревнуется в индивидуальном зачете, суммы стипендий выше. Сын наших друзей, пятиклассник, этой весной заработал себе таким образом 20 тысяч на колледж.

На фото: сын на соревнованиях академических команд от своей школы в 3 классе.
 
 
Другой пример из нашего опыта: участие в так называемых BEE. Это может быть очень популярное spelling Bee, которые вы наверняка видели в каких-нибудь американских фильмах, это где дети соревнуются в спеллинге очень сложных слов (жюри дает слово и надо произнести по буквам, а теперь еще и ввели правило – сказать значение слова), а может быть и Geography Bee, в котором участвовал сын. Сначала отбор происходит от класса, потом от параллели, затем от школы... Представителем школы (4-8 класс) в прошлом году, учась в 5 классе, стал наш сын, который поехал в другой город на соревнования штата, где, конечно, затерялся среди 7-8 классников, но опыт получил отличный и письмо с майкой от Американского Национального географического общества. Папа, ездивший с ним и всегда гордившийся познаниями в географии, признался, что на вопрос, из-за которого сын «вылетел» тоже не мог ответить.


И старшая дочь и сын участвовали в свое время в национальном конкурсе «Reflections», который каждый год в сентябре объявляет новую тему и на нее дети могут самовыразиться в любой творческой форме. Дочь писала эссе на тему «Удивительное –рядом» (кстати, с моей подсказки она рассказала о своем приезде в Америку) и взяла первый приз в районе в этом жанре (куда входят несколько городов штата), учась в 6 классе. Сын во втором классе нарисовал космический рисунок, участвуя в тот год, когда темой было «WOW!». Можно было проявить себя в фотографировании, скульптуре, литературе, композиторстве, танце (записать на диск), видео-продукции. Поскольку сын получил второе место в дистрикте, то нам вцелом таким образом два раза удалось побывать на церемонии награждений и посмотреть работы детей, которые восхитили и потрясли даже.


В этом году сын заявил о желании участвовать в школьной speech team и с целью познакомиться с тем, что это такое, пригласил меня на школьные «показательные выступления». Надо отметить, что я не раз слышала это название и даже знала, что пара детей наших друзей участвовала в этом деле, также знала и то, что команда школы сына – лучшая в штате уже много лет и руководит ею директор школы. Но я даже представить не могла, что это на самом деле. В моем представлении это что-то типа красноречия и соревнования в том, кто лучше выскажется на определенную тему. Оказалось, что это действительно имеет место быть, когда участнику задается тема, дается весьма короткое время на подготовку и он высказывается перед жюри и зрителями со своими доводами. Но это лишь одна вариация, кроме которой существует еще несколько как то: выступления с заранее подготовленной миниатюрой или сценкой, где студент выступает от имени одного героя, затем разыгрывание одним человеком сцены, включающей нескольких героев разных полов и возрастов, то есть необходимо преображаться каждый раз с новым героем, диалоги, групповые выступления, поэзия... Я , честно сказать, была в приятном шоке, увидев эту раскрепощенность, блестящее владение словом и голосом, память, артистичность, грамотность речи и произношения... Нисколько не удивляюсь теперь откуда берутся столь прекрасные ораторы – политики, бизнесмены, культурные деятели. Участвовать непременно будем со следующего учебного года, хотя и трудно представить куда и как можно еще вместить что-то и в без того плотное расписание, но не мы первые, сын утверждает, что справится, вопрос только:справимся ли мы?



Периодически всплывают самые разные возможности для участия в том или ином конкурсе, победа в котором может принести стипендию в будущем, которых можно иметь, конечно, не одну, поскольку различных фондов существует масса. К чему это я все? Меня просили рассказать о школьном образовании, отличии систем, возможностях, отношениях с учителями... Я очень понимаю волнения и озабоченность тех, кто готовится к эмиграции, имея детей. Собственно ради них многие и решаются на это. Я могу признаться, что со старшими мы очень многое пропустили по незнанию, непонимаю, отсутсвию должного языка и умения общаться, находить нужную информацию, пустив многое на самотек. Тут надо отметить, что система работает таким образом, что даже, если родители присутствуют чисто номинально, но ребенок умен, талантлив, старателен, то это заметят и подтолкнут в нужном направлении. В каждой школе обязателен канселор (типа советника), который как раз и занимается продвижением одаренных, профориентацией, оказанием всяческой помощи и предоставлением источников ее получения. Нашим старшим детям только так и удалось поступить в колледж, потому как мы как-то не особо были вовлечены в их дела, будучи молодоженами, адаптируясь к новой жизни, начиная с нуля во всем, пытаясь обзавестись хозяйством, друзьями и совместным ребенком.

 

Иногда я чувствую большую вину, что не включились в полной мере, не оказали должной помощи и поддержки. Меня на форуме к тому моменту, когда я это пишу, уже попросили рассказать про старших детей и в данном контексте это уместно:


Старший сын сразу после школы начал работать, т.к. уже тогда был неплохим программистом и просто мечтал от нас отделиться, что и сразу сделал. Правда, через год он самостоятельно понял, что его зарплата при всех умениях отличается от зарплаты тех, кто имеет колледж за спиной и диплом. Опять же самостоятельно (без подталкивания от нас) он поступил в наш местный университет и совмещал учебу с работой на полную ставку, что было очень нелегко и заняло больше времени, учитывая, что и направленность он не раз по ходу сменил. Однако, так или иначе, получил диплом и повышение, после чего решил изменить жизнь и искать себя в музыке, которой всегда увлекался, освоив самостоятельно игру практически на всех возможных инструментах. Уехав в Калифорнию и прожив там три года, понял, что на музыке так зарабатывать, как программируя, не получается, поэтому вернулся к этому занятию, достаточно быстро найдя работу в Сан-Франциско и задумав и собственный программный продукт. Затем решил испытать себя в Нью-Йорке, где и живет и работает по сей день.


Дочь закончила школу с успехами, если и не блестящими, но получше, благодаря чему ее стоимость обучения в нашем университете была ниже, поскольку существует программа, по которой в зависимости от результатов тестов и баллов можно получить скидки на обучение в своем штате (информация об успехах студента содержится на его именном аккаунте и берется в рассмотрение, если он поступает в колледж своего штата, скидка дается на каждый семестр обучения). Один год она провела во Франции, учась по обменной программе, в процессе объездив всю Европу и обретя много новых друзей. Закончив университет, пройдя интерншип в компании в Лос-Анжелесе, нашла работу в Вашингтоне DC, где и живет сейчас, работая уже на другой работе, которая пришлась так по душе, что возникло решение получить в этой области мастера. С гордостью могу сообщить, что с осени она будет учиться в Англии, поскольку была принята в Оксфорд – неплохой путь от ученицы обычной школы в среднестатистическом русском городе, где училась до 4 класса.


 
 
С младшим сыном мы, конечно, проходим все ступени образовательной системы, писать о которой в деталях не стану, поскольку есть немало информации о том, как она устроена даже на том же форуме, на котором я начала писать. Главный мой вывод: лично нам и всем с кем мы общаемся, здешняя система очень нравится и в плане отношений людей задействованных и в плане результатов и перспектив. Материальная база периодически вызывает приступы зависти к условиям обучения в сравнении с тем, что было у нас в жизни. Все наши друзья, с которыми мы уже практически породнились за годы, сами имеют высшее образование, многие выпускники самых престижных вузов России и некоторые с кандидатскими степенями, так что сравнивать могут, относятся критически, планку ставят высоко. Их дети ВСЕ состоялись, получили стипендии, отучились и прекрасно устроены, либо на пути к этому.


Время от времени, как и у большинства, наверно, родителей, у меня случаются приступы паники: может, что-то уже пропустили, может, надо еще что-то делать, писать, участвовать, обращаться, разбираться... Поделилась как-то с подругой, у которой сын еще во время обучения в старшей школе попал на конкурсной основе в прекрасную международную программу, которая открыла ему двери на обучение в одном из лучших колледжей со стипендией, а потом и не менее хорошую работу в столице. Она успокоила, что дети настолько все знают лучше нас, что даже без особой помощи не только нас, но и школьного советника, найдут возможности, информацию и все сделают, как это и произошло с ее сыном. Главное – желание, которое привить и есть наша основная задача! В Америке очень просто простимулировать любого, показав разницу уровней жизни тех, кто имеет хорошее образование и кто нет. Даже объяснять и убеждать особо не требуется. Дочь обещала, что тоже не останется в стороне и младшенького любимого братца направит куда надо, а уж она на этом (системе образования) собаку съела. Так что в будущее продолжаем смотреть с оптимизмом. А еще вспомнила фразу в чьем-то блоге уже давно, которая мне кажется очень точной: «Америка научила меня улыбаться чужим детям»!


Примеры переписки со школой.

На форуме я разместила сканы некоторых писем из школы, которые оказались нечитаемы, поэтому пришлось в сжатом виде рассказать, что там в этих бумагах:

В некоторых говорится о прогрессе ребенка с начала года до конца и сравнение его результатов со средними по возрасту в чтении, письме и математике и затем учитель комментирует особенности ребенка в этом, причем достаточно эмоционально. Для примера:


"Майкл всегда активно участвует во всех дискуссиях и отвечает на вопросы полными предложениями без подталкивания к этому. Имеет прекрасную интонацию при чтении вслух. Иметь его в нашей читательской группе (дети разбиты в классе на группы) - большое удовольствие. Я очень горжусь им и буду очень скучать без него в следующем году! Кроме того мальчик- естественный писатель, любящий писать, даже закончив задание, продолжает работать, добавляя новые детали к своим историям. Когда мы обсуждали, что делает писателя хорошим писателем, он признался в классе, что иногда это очень трудно - написать интересную историю, но он любит преодолевать трудности. Майкл делает любое задание с энтузиазмом и достигает уровня выше ожидаемого. Посылаю некоторые его работы, чтобы вы могли насладиться. Майкл хорош и в математике и быстро схватывает концепции, но из-за спешки, порой, совершает глупые ошибки. Мы обсуждали, что самоуверенность в математике - не всегда хорошая идея. В течении лета необходимо позаниматься умножением".


Даются также баллы по результатам тестов, цели и планы на следующий год, как то:


"Уменьшить ненужные комментарии и мысли вслух, научиться поправлять себя и корректировать собственные ошибки в своей работе, продолжать участвовать в программе для одаренных детей".


В конце учебного года обычно выдается летний календарь, где на каждый день предлагается сделать что-то вместе с ребенком. Вот наиболее интересные советы в календаре для закончивших 1 класс:


Помогите ребенку найти ваш город на карте, научите чему-то новому, например, как использовать телефонную книгу, посмотрите вместе образовательное шоу по тв и обсудите, составьте список ситуаций, в которых пригодится математика, обсудите новость дня, посадите вместе цветы или дерево, обсудите план спасения при пожаре, попросите его написать благодарственную записку другу или родственнику, составьте лист продуктов и шоппингуйте вместе, попросив ребенка предположить сколько будет стоить покупка, позвоните в "Армию спасения" и спросите чем вы можете помочь, спрячьте подарок, сделайте карту и попросите ребенка с ее помощью найти подарок, совершите пешую или велосипедную прогулку вместе, прочитайте вместе статью в газете и попросите ребенка сделать резюме, объясните когда и как пользоваться службой спасения, составьте список мест, в которых хотите вместе побывать и пометьте их на карте, приготовьте вместе вкусный и полезный ужин, попросите и помогите убрать и организовать комнату ребенка, нарисуйте акварель, сходите в библиотеку и поучаствуйте в их летних программах...много еще интересного, не буду утомлять!

Письмо от учительницы в конце года:

«Дорогие родители! Хочу поблагодарить вас за чудесный год, проведенный с вашими детьми. Я чувствую себя очень везучей иметь таких работоспособных студентов и поддерживающих родителей. Не могу поверить, как быстро пролетел этот год. Вы знаете, что я очень люблю оформлять альбомы с фото, и я работала над созданием нашего классного альбома очень много. Он отражает все основные чудесные события, произошедшие в этом учебном году. Куда утекло время? Только"вчера" мы посещали яблоневую ферму и убегали от пчел во время ланча... перелистываю страницы и вижу самые яркие события: родители, приходившие обсудить их профессии и карьеры (дети были так горды!), студенты в клею и блестках в день поделок, наши университетские баскетболисты, приходившие обсудить важность образования и отвечавшие на все самые смешные вопросы, нашу игровую подготовку к тестам, гавайское парти, приготовленное с вашей помощью...могу продолжать бесконечно! Ваш ребенок хорошо потрудился и взял много образовательных уроков, но кроме всего, мы взяли много уроков жизни друг от друга. Я даже не подозревала, как многому могут научить меня дети ( учительница очень молодая, 2ой год работы), когда начинала свою карьеру. Поэтому огромное вам СПАСИБО от меня! Я надеюсь, что ваши семьи проведут лето прекрасно. Не могу дождаться, чтобы увидеть всех в августе (в нашем штате школа начинается в середине августа), либо в гостях в моем классе или просто в коридорах школы. Не забывайте про ЧТЕНИЕ!!

Искренне, мисс Эллис. Р.S. Пожалуйста, поищите нет ли у вас в доме или машине книг из наших классных библиотек, т.к. полки поредели. Я не была бы хорошим учителем, если бы не оставила это напоминание!"


На фото: вход в бассейн, где 6 раз в неделю тренируется Майкл и результаты этих тренировок. Во втором ряду первая его школа: здание и игровая площадка, которая используется в перерыв.



   



 

Дополнительно и уже существенно позднее втавляю ссылку на мировой рейтинг университетов, в котором подавляющее большинство позиций занимают как раз американские и это само за себя о многом говорит по поводу качества образования, так как с совсем некудышней школьной системой и тупыми студентами в этот список не попадешь http://www.shanghairanking.com/ARWU2013.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий