Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

суббота, 13 июля 2013 г.

Глава 23. Принятие гражданства.

Пишу на эту тему потому, что навеяло именно сегодня: последняя семья из нашей дружной компании, ездила для сдачи экзамена на гражданство. Сдали благополучно все трое: мама, папа и 19-летний сын. Я сидела весь день с их младшеньким и было много времени вспомнить каково это было для нас, хотя детали уже начинают стираться, но ощущение значимости этого события живет в памяти. Получив в свое время «зеленые карты» по ходатайству работы мужа, мы даже не думали в тот момент о смене гражданства, само по себе получение карты было разрешением всех проблем и, казалось бы, необходимости в гражданстве не было. Мы не ощущали нетерпения поучаствовать в выборах, не претендовали на работу в особо секретных организациях, а все остальное и с «картой» было уже в наших возможностях. По прошествии пяти лет, когда появилось официальное право обращаться за гражданством через процесс натурализации, мы уже не сомневались, что хотим этого. Что произошло за эти пять лет? Говоря коротко: процесс доказывания, что мы тут нужны и достойны , закончился, ни за что бороться было не нужно и началась нормальная жизнь с поездками без боязни быть непущенными обратно, с отступлением эмигрантских снов на эту тему, с проникновением в те сферы, на которые не было ранее времени, сил, возможностей, обретением уверенности в завтрашнем дне, планами на будущее... все это показало нам, что мы на своем месте, что это та жизнь, которую мы хотели, что это наш сценарий и мы благодарны этой стране за то, как мы живем, мы ассоциируем себя с ней и готовы отстаивать ее интересы, мы понимаем ее логику и принципы, на которых она построена и нам ХОЧЕТСЯ официально быть признаными ее полноценной частью и, да, иметь полный голос. Поэтому к тому моменту мы не терзались вопросом: а надо ли. Поговорив с мужем и поняв, что испытываем аналогичные чувства, мы просто заполнили нужные формы, заплатили пошлины и стали ждать приглашения на процедуру снятия отпечатков пальцев, для которой надо было ехать в Цинциннати. Получив таковое, съездили, сдали и получили брошюру и аудио-диск с вопросами и ответами для подготовки к интервью и экзамену. Готовясь к экзамену, слушая диск в машине и практикуясь дома, используя старших детей в качестве экзаменаторов, мы прониклись многими фактами и пониманием стольких исторических и культурных вещей, что еще больше укрепились в своем решении. Затем пришло приглашение и мы отправились в Луивилл, где меня и мужа интервьюировали разные офицеры иммиграционной службы. Моя сначала просто побеседовала со мной и поняв, что я хорошо понимаю и адекватно отвечаю, посетовала на то, как много людей, прожив десятки лет, так и не знают английского и спохватываются о гражданстве только в целях получения разных льгот на старости лет. Затем, поговорив о семье и работе, мы перешли к официальной части, когда надо было продемонстрировать умение читать, писать, а уж затем и ответить на вопросы. В тот год (2008) только начали эксперементировать с новой системой, по которой можно было не отвечать на конкретные вопросы, а как бы порассуждать на тему, показав понимание ее. Офицер спросила меня, что я предпочитаю и я почему-то ответила, что готова к эксперименту. К счастью, он завершился удачно и я не опозорилась и мне было объявлено, что я прошла все необходимые ступени и в течение месяца буду приглашена на торжественную церемонию натурализации. Муж мой, избравший традиционную систему, тоже вышел довольный и мы стали поджидать особого дня. 

Мое приглашение было первым и моя церемония была в самом Лексингтоне в здании суда. У меня забрали "зеленую карту" и выдали взамен сертификат о натурализации (по значимости как сертификат о рождении), а также зарегистрировали, как имеющую право голосовать, и вручили приветственное письмо от Буша, которое по содержанию произвело глубокое впечатление, несмотря на не лучшее отношение к нему (понятно, что не он лично писал, но сделано душевно). Теперь можно было получать паспорт, что открывало возможности безвизовых поездок в очень многие страны, жаль, что денежного пособия впридачу не выдавали, чтобы реально можно было осуществить эту возможностьJ... Хотя Дима проходил интервью и экзамен в один день со мной, но приглашение на посвящение он получил позднее и с ним мы ездили в столицу нашего штата город Франкфорт, который ничем другим особо не выделяется, разве что зданием Капитолия с цветочными часами и розовым садом вокруг. 

В письме подруге, которое я тогда послала, а сейчас нашла, чтобы освежить события в памяти, я написала следующее: «Меня больше всего поразило, что среди принимавших присягу были люди из самых неожиданных для меня стран. Я ожидала, что будут в основном мексиканцы, китайцы, индийцы, а оказалось всех понемногу. Из 46 человек на моей церемонии было 4 русских (со мной), несколько китайцев, 2 канадца, 2 француза, двое из Англии, 1 из Германии, люди из Бразилии, Колумбии, Намибии, Кубы, ЮАР,Армении, Турции, Вьетнама, Индонезии и даже Афганистана и Египта (казалось бы их всех должны в террористы записать автоматически, ан нет, в граждане принимают)...это что я запомнила. И это в нашем маленьком Лексингтоне! Причем ведь в гражданство никто не тянет силой, можно по зеленой карте всю жизнь жить, это осознанное решение, выбор, который люди делают по зову сердца, а не по необходимости, и связано это с обязанностями голосовать, зашищать страну, если понадобится, участвовать в общественных организациях и т.п. То есть есть что-то, что притягивает тысячи и тысячи взрослых людей со всего мира принять это решение, несмотря на то, что многие из них и до того жили в весьма благополучных странах. Это трогает». 

Я помню, что, будучи сентиментальной, думала, что растеряюсь, расплачусь, но речи волонтеров и судьи настроили на осознание важности происходящего и были наполнены юмором в то же время, так что я внимательно слушала и видела, что плакали в основном многие, пришедшие поддержать своих родных и друзей, что тоже является чудесной традицией. После клятвы и выхода к судье для получения сертификата, можно было с ним сфотографироваться и какое-то время в зале была праздничная суета с поздравлениями, объятиями, фотовспышками... Когда и Дима получил свой сертификат, мы в тот-же день отправились на почту, чтобы начать оформление своих американских паспортов, что для нас, выходцев из страны, где паспорт – основной документ, имело особое значение, помимо возможности путешествовать безвизово. В ноябре 2012 годы мы впервые приняли участие в президентских выборах, чему предшествовало внимательное отслеживание всех дебатов. В годовщину принятия гражданства я разместила пост на своем аккаунте на Фэйсбуке для американских друзей и получила очень теплый отклик. Запомнилась фраза, о том, что Америка стала лучше после того, как приняла нас в свои граждане:)! 


На фото: Миша помогает папе выбрать президента США.



Один за другим, наши старшие дети и все наши друзья и родственники, живущие в стране, тоже получили гражданство, и мне это видится потверждением слов, которые когда-то сказал 16 президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн: «Можно дурачить часть народа много времени, и можно дурачить много народа часть времени, но невозможно дурачить весь народ все время». Каждый раз, когда звучит американский гимн я, как принято, прижимая руку к сердцу, испытываю трудноописуемые чувства, как-бы проживая всю нашу историю заново и искренне благодаря судьбу за то, что она сложилась именно так. Как говорят, родителей и Родину не выбирают, а вот друзей и гражданство можно выбрать сознательно и мы сделали это.

1 комментарий:

  1. Вот это патриотизм! Т.е. гордость и благодарность стране за ее справедливость, заботу и безопасность.

    ОтветитьУдалить