Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

суббота, 13 июля 2013 г.

Глава 24. О спорте и плавании в частности.Написано мужем.

Мне давно хотелось поделиться своими наблюдениями относительно Американского массового спорта. Сделаю я это на примере плавания, которому посвятил более 15 лет спортивной карьеры еще в России. Я прошел ступени от новичка, не умеющего плавать, до Мастера Спорта СССР в скростных видах подводного плавания. Поэтому, когда наш младший сын проявил заинтересованность в занятиях плаванием, то я не раздумывая окунулся в это дело с головой, не жалея времени и сил. Было очень интересно и, до сих пор интересно наблюдать, участвовать и сравнивать с Российским опытом. Ведь 15 лет я только отплавал, а потом еще 4 года работал тренером в спортивной школе. Здесь все началось с того, что в городе был обнаружен бассейн Университета, поразивший своей огромностью и светлостью.



Размеры 75 х 175 футов, что достаточно для организации (имеются два передвижных мостика) как одного 50 метрового бассейна на 8 дорожек, так и двух 25 ярдовых по 8 дорожек и прыжкового бассейна. Кроме того, мелкая часть бассейна имеет регулируемую глубину. 

Массовость занятий плаванием. Конечно, по популярности, плавание не сравнится с баскетболом или бейсболом (это меня огорчает). Но все познается в сравнении. Почему американские пловцы всегда находятся на лидирующих позициях в мире? Массовость прежде всего. Мне на эту тему вспоминается разговор моего тренера – это далекий 1974 год. Он тоже рассуждал о путях к успеху в плавании и спросил – «Дети, как вы думаете, сколько бассейнов в Москве?». Подразумевалось, что столица нашей Родины во всем образец и там все самое-самое. Мы были дети любознательные и переглянувшись сказали – «семнадцать!». Это была огромная цифра. В Ярославле в то время было два бассейна на 500 тысяч жителей. «Дети, а вы знаете сколько плавательных бассейнов в Лос Анжелесе?». Тут мы подключили фантазию и, замирая от смелости предположения, сказали – «сто!». Тренер улыбнулся и сказал – «три тысячи». «Вот поэтому, дети, один Марк Спитц может приехать на Олимпийские Игры и выиграть 7 золотых медалей, а Советская сборная получит одну бронзовую медаль на 40 человек. Так, что не опаздывайте не тренировки!». 

В США существует более 3000 плавательных команд или клубов, которые входят в плавательную ассоциацию. Есть множество и других, не входящих, но не о них речь. Наш младший сын начал регулярные занятия в 5 лет. Оплата зависит от уровня квалификационной группы. Они, эти группы, имеют свои названия, зависящие от традиций конкретной команды. У нас в Wildcat Aquatics это White, Red, Blue, Senior. Дети занимаются до окончания школы (12 класс) и если хотят продолжать, то переходят в команды университетов. Я сейчас больше имею ввиду плавание детей школьного возраста. Каждой группой занимается тренерская бригада, 2-3 человека. Не бывает такой ситуации когда (как у меня когда-то) один тренер на 15 малышей 7-8 лет. Хотя дефицита дорожек не наблюдается, дети обучаются и обучены плавать в очень суровых условиях, когда все идут по кругу и еще одного человека воткнуть просто некуда. Так бывает часто на разминках перед соревнованиями. Внимательность тренеров к процессу заметна. Например, та же разминка никогда не отдается на откуп спортсменам (нам, в свое время, тренер в общих чертах говорил, что и сколько нужно проплыть) – все контролируется тренерами – что, сколько, в каком порядке и с какой скоростью. 

Завершая тему о разминке скажу, что они проводятся, как правило, в две смены. По полчаса на смену. Это потому, что всех участников не вместить одновременно. Это при том, что большинство соревнований проводятся одновременно в двух бассейнах (я уже говорил, что большой бассейн делится на два по 25 ярдов). По моим наблюдениям, за последние 7 лет, количество команд на, так называемых, «матчевых встречах» в среднем 15. Это приводит к тому, что на каждой дистанции в любом виде плавания участвует 60-80 детей. Именно так – 60-80 девочек и 60-80 мальчиков. Умножте это на 4 возрастных группы, 4 вида плавания плюс эстафеты и от 2 до 4 дистанций, в зависимости от стиля. Получается огромное количество заплывов. Поэтому, соревнования начинаются ранним утром (6:30 – 7 утра, обычное дело) и заканчиваются около 8 вечера. Я был тренером и скажу, выдержать такое очень непросто. И так три дня. 

На что я сразу обратил внимание – все происходит в быстром темпе. Нет никаких парадов открытия/закрытия, нет представления участников перед заплывом. Это больше можно сравнить с отправкой электричек с какого-нибудь Московского вокзала. Между заплывами (последний участник коснулся стенки) проходит секунд 15. А на некоторых соревнованиях применяется и такой подход – стартуют с обоих концов бассейна. Когда участники одного заплыва находятся на, так сказать, финишной прямой (последние 25 метров) дается старт следующего заплыва, который как бы догоняет завершающийся. Организовать такое взаимодействие без техники невозможно. Что используется? Во-первых, электронная система регистрации времени (чувствительные панели с центральным копьютером и электронным табло). Это во всех виденных мною здесь за 15 лет бассейнах. Если бассейн не имеет своей такой системы, то ее установят непосредственно для соревнований.
 Еще один момент, не смотря на компьютер, на каждую дорожку полагается два секундометриста. Секнудометрист берет время по индивидуальному секундомеру и нажимает еще специальную кнопку. Таким образом, время одного пловца измеряется пятью независимыми путями. Время секундомеров надо успеть занести в протокол до начала следующего заплыва. Как я говорил, есть секунд 15, чтобы успеть. Если не успел записать, надо запомнить и внести время сразу после того как включил секундомер для следующего заплыва. Следовательно, таких секундометристов надо 32 человека (2 бассейна по 8 дорожек и по 2 человека на дорожку) плюс два главных секундометриста (по одному на бассейн) и два запасных. Соревнования не начнут пока вся эта толпа не будет в наличии. Откуда народ? Это родители и родственники. Я бы даже сказал «добровольцы». Если у тебя дети занимаются в команде и хозяином соревнований является твоя команда, то ты должен «добровольно» участвовать в проведении. Впрочем, заплатив, примерно 75 долларов, можно и не участвовать. Но это не принято. Факт в том, что все соревнования по плаванию в США проводятся силами добровольцев. Официальные судьи – тоже добровольцы, прошедшие подготовку в свое свободное время. Денег за это не получают. 

Трибуны, как правило, ломятся от публики. Это иногда и раздражает. Бывает, что участвует какое-нибудь шести-семилетнее создание, которое уверенно, но никуда не спеша преодолевает дистанцию и, по этому поводу, на трибунах займут место бабушка и дедушка, пара младших братьев/сестер, тетя/дядя с племянниками. Человек 5 на одного участника, которые занимаются своими делами и обращают внимание на процесс лишь только тогда, когда имеющее к ним отношение чадо участвует в заплыве. И куда деваться? В нашем бассейне нередки случаи, когда на трибуны и не попадешь – исчерпан лимит в 500 человек. Жди пока кто-нибудь выйдет. Кстати, вход на соревнования для зрителей – 3-5 долларов. 

На соревнованиях ниже уровня первенства штата не бывает церемоний награждения. С завершением последнего заплыва все быстренько исчезают. Награды позже раздаются тренерами уже в командах. Иногда это «позже» может занять 2-3 месяца. На мой взгляд это не способствует мотивации. Но могу понять этот только так, что при таком плотном потоке просто нет времени. Что обязательно из церемоний – это исполнение гимна. Это строго. Реальные церемонии награждения начинаются на чемпионатах штатов. Причем «расплата» следует незамедлительно – прошел финальный заплыв и, еще не обсохшие участники, отправляются на награждение. Награждают ленточками разных цветов от первого до 16 места. Иногда только 8. Как я говорил, участников заплывов не представляют. Делают это только в финалах. Предварительные заплывы проходят утром по обычной схеме большого анонимного потока. В финальную часть соревнований (вечер) попадают 16 сильнейших. Первые 8 настоящий финал, а вторые 8 это утешительный финал. Они разыгрывают 9 – 16 место. Их представляют только, когда заплыв уже начался. То есть, они этого не слышат, они плывут. А вот настоящих финалистов представляют как следует, с объявлением команды и имени перед началом заплыва. Это некий момент славы. Следующий этап Зональные соревнования – мы пока не участвовали, но в этом году есть реальный шанс. Во всяком случае, сын получил квалификацию на одной из дистанций. Поучаствуем – поделюсь впечатлениями.




Еще один организационный момент. Учет результатов. Последние годы на вебсайтах команд можно вживую отслеживать результаты заплывов. Они публикуются с задержкой в несколько минут. В приципе, сидя на трибуне, можно иметь всю текущую информацию. И не только ее, но и вспомогательную – рейтинги, квалификационные нормативы. Интересно, что результаты всех соревнований, всех участников попадают в общенациональную базу данных и всегда доступны. Можно посмотреть индивидуальный рейтинг по стране и возрастной группе. Говоря о рейтингах, могу сказать, что в одной группе с нашим сыном занимается мальчик, который в прошлом году имел лучшее время в США на двух дистанциях в своей возрастной группе и входил в десятку/двадцатку на других дистанциях. Он и сейчас входит. Нет никакого особого отношения к нему в команде. Тренируется он как все (нет никаких плавательных центров и интернатов). В основе труд. Он пашет. Занимается дополнительно. Давно было сказано – талант это на 99 процентов работа, старание и лишь 1 процент дарование. 

Дети, которые понимают цель и хотят добиться чего-то – работатют на совесть. К ним нет никаких поблажек. Конкурентов тысячи, и каждый рад занять твое место. Я упоминал суровость обстоятельств с которыми сталкиваются дети при занятиях спортом. Да, здесь к этому относятся просто. Никакой доктор не дает «освобождение» на две недели от занятий спортом, если ребенок приболел. Может показаться непривычно, но повышенная температура не причина пропуска тренировки. Тренер просто даст задание полегче. Зачастую это не причина и для пропуска соревнований. А на соревнованиях тоже спартанская обстановка. Народу много, места мало. Дети стелят полотенца на пол и сидят на них. Если бассейн открытый, то может быть и жара и холодный ветер. Поправок на это нет. Кто может, тот показывает результат. Жаловаться на отстутствие дорогого плавательного костюма не принято. Слышал я историю про то, что перед Олимпийскими Играми в Пекине, один из Россйиских высокопоставленных чиновников от спорта посетовал, что-де американцы потому сильны в плавании, что могут позволить себе плавательные костюмы, сделанные по последним технологиям, которые очень дороги и не по карману Российским пловцам. Мне понравился ответ честного специалиста по плаванию (не чиновника) – «Майкл Фелпс у вас и в семейных трусах выиграет!». Американцы сильны в плавании потому, что пашут очень серьезно и массово. Здесь я чуть-чуть описал лишь часть системы детского плавания. Еще существуют команды при бассейнах в neighborhood или микрорайоне. Они работают в летнее время. Этих бассейнов в нашем небольшом Лексингтоне десятки. Там каждые выходные – соревнования. Это помимо открытых городских бассейнов в парках города. Среди них два 50-метровых и пяток 25 ярдовых. Еще есть 3 крытых 25 ярдовых бассейна при YMCA и еще при разных спортивных клубах, о которых я детально и не знаю. Вот откуда берутся те 3000 бассейнов в Лос Анжелесе. 

Относительно новый для меня вид – плавание в открытой воде (озеро). Завтра с сыном отправляемся на чемпионат штата. Дети разбиты на те же возрастные группы. Участников конечно не так много, но только мальчиков 11-12 лет будет 8 человек. Будут и те, кому меньше 10. Они плывут 1 километр. Двенадцатилетние – 2 километра, и так далее. Плаванию здесь все возрасты покорны. Регулярно проводятся соревнования. Я сам тоже участвую. Частенько попадаются пловцы, выступавшие на национальном уровне в молодости. Это тоже отголосок той массовости. Кстати, интересно было узнать несколько лет назад, что главным тренером нашей университетской команды по плаванию был Gary Connely, участник Олимпийских Игр в Мюнхене 1972 года (там, где блистал Марк Спитц). На смену ему пришел в этом году Lars Jorgensen – участник Игр в Сеуле, 1988 год. Он занял 9 место на 1500 вольным стилем. Это та самая Олимпиада, где Владимир Сальников выиграл золото на этой дистанции, доказав всем, что он был сильнейшим в мире на протяжении 8 лет. Он не Американец, но это был великий Сальников. Ну а на фото наш "чемпион":



Комментариев нет:

Отправить комментарий