Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

понедельник, 13 января 2014 г.

Глава 39. О совершенно новом. Как мы ездили на турнир ораторов.

Одна из вещей, что мне нравится в Америке больше всего, это то, что, живя тут 16 лет я постоянно нахожу что-то новое в ее жизни и традициях, делаю открытия. Таким открытием стало для меня посещение прошлой весной презентации школьной команды моего сына по красноречию. На самом деле это название я использую потому, что не знаю аналога в российской действительности и ораторство и красноречие - два термина, которые описывают происходящее наилучшим образом, на мой взгляд. В Америке же это занятие называют  speech team.
Чаще всего участниками этих команд бывают старшеклассники и студенты колледжей, но в некоторых продвинутых школах начать можно уже будучи в 6 классе. Команда нашей школы держит первенство в штате уже много лет и ею руководит директор школы, которая имеет такой опыт  20 лет, то есть традиция эта достаточно давняя, но не древняя. Я и раньше слышала от друзей, чьи дети участвовали в этом, что занятие это очень развивающее, престижное, дающее много кредитов для поступления в колледжи и даже стипендии при наличии успехов, но и занимающее массу времени на подготовку, практику и участие в турнирах. Поскольку у нас плавание занимает все, что остается после школы, а по осени еще и участие в спектакле добавляется, то даже зная о наличии школьной speech team, мы не рассматривали для себя участие в ней. 

Как-то по весне сын сказал, что в школе будет проводиться "день открытых дверей" для потенциальных участников и их родителей и попросил меня сходить с ним. Я уже тогда начала свою ветку на форуме "Говорим про US" и решила, что это будет интересным мероприятием для посещения и описания. Как оказалось, не только. Я была откровенно в шоке от увиденного и услышанного. Будучи эмоциональным человеком, осознала, что это своего рода испытание для моей нервной системы, потому как то, что я  и другие родители-новички увидели, никого не оставило равнодушным. Среди наших друзей есть семья, чья дочь уже несколько лет занимается в команде своей школы, так вот ее мама предупредила, что всегда надо брать с собой коробку бумажных носовых платков и ни в коем случае не соглашаться быть судьей. Как и в плавании, турниры проводятся силами энтузиастов, в основном, родителей, которые действуют по разработанным стандартам и в соотвествии с повсеместно принятыми правилама. Другая мама рассказала, что по своей неопытности в ситуации, когда не хватало судей на одном из турниров, согласилась помочь и пошла судить, в результате чего загнала себя в очень стрессовую ситуацию, т.к. все время пыталась сдержать слезы, не могла принять решение и была настолько эмоционально вовлечена, что долго приходила в себя. Она, будучи русской по происхождению, тоже не ожидала такого и была сражена наповал уровнем подготовки, таланта, эмоций, убежденности и всеми теми качествами, которых так недостает российским даже самым высшим руководителям, выходящим на публику с речами.

В тот вечер весной я, слушая выступления в разных жанрах, и смеялась и плакала и никак не могла понять, как это возможно: вот прыгает по коридору мальчишка, дурачится, как положено в его возрасте, а потом заходит в кабинет и выдает перед незнакомыми и знакомыми (неясно что и лучше) людьми без всякой бумажки десятиминутную речь на животрепещущую тему современности, да так, что тебя то в жар, то в холод бросает, то мурашки бегут по коже и в голове не укладывается, что ему 11 лет! А вот скромная, краснеющая девочка, говорящая в жизни тихим голосом, выходит (не на сцену, а просто в классной комнате, то есть без прожекторов и расстояния, отделяющего от слушателей) и преображается на 10 минут, вживаясь в характеры персонажей, которых предстваляет в акте одного актера, то мужчины, то ребенка, то животного, то в звуки природы...В одном из классов мальчик рассказывал историю и было всего два зрителя (разные презентации шли одновременно во всех классах школы и можно было переходить из одного в другой, чтобы получить за полтора часа наиболее полное представление о жанра), но ребенок (шестиклассник) отнесся к этому также, как если бы был полный зал и отыграл так, что мы вдвоем с чьим-то папой просто истерически хохотали в конце, как ни пытались сдержаться, потому что как-то странно было сидеть с незнакомым человеком, слушая рассказ мальчишки и так бурно реагировать, но не реагировать было невозможно!

Поэтому, когда в сентябре Миша заявил, что пойдет на конкурсное прослушивание для нового набора в команду, я не могла сказать нет, надеясь в глубине души, что его не возьмут, т.к. опыт на сцене у него есть за два последние года, но это все-же другое, и я не могла его представить в ЭТОЙ роли. Папа же вообще относился скептически, ничего не зная о таком деле, и сказав: "Главное, чтобы на плавании не отразилось".

И вот стали известны результаты: Мишу взяли, родителей собрали на собрание и началось: нужны волонтеры, членские взносы, оставаться после школы 1-3 раза в неделю, нарядная одежда для турниров, поездки в другие города на полную субботу... При этом отметили, что никогда за всю историю не было столько желающих участвовать, то есть дело это популярное.

Наше расписание, уже загруженное до предела, оставило возможность только для практики раз в неделю между школой и тренировкой и для участия в паре-тройке турниров чисто для понимания насколько нам это действительно нужно. На мой вопрос "Как ты думаешь все успевать?" сын ответил "Мам, я справлюсь, не волнуйся!" Следующим этапом был выбор жанра, которых немало: поэзия, декламирование, рассказывание истории, акт одного актера, актерский акт в дуэте, публичная речь, импровизация, импровизация в паре, радио бродкаст - это те дисциплины, которые я запомнила для учащихся в middle school, для более старших добавляется еще несколько, включая политическую речь, дебаты и т.п. Миша сразу заявил, что хочет быть в дуэте с одноклассником и они будут импровизировать. Из-за нашей поездки в Англию и потом непогоды, времени практиковаться и обдумывать варианты у парней было предельно мало, поэтому  оставаясь после школы 1-2- раза в неделю с командой и тремя тренерами, Миша открыл для себя жанр радио бродкаста и переключился на него, используя и свою способность воспроизводить акценты, особенно русский:). Один турнир был отменен из-за погоды, а в субботу 11 января нужно было ехать на целый день в город в полуторачасах езды от нас, где в один день проходили сразу два турнира с целью помочь участникам получить квалификацию на State meet - соревнования штата, которые состоятся в конце марта а Университете Кентукки и куда могут попасть только победители турниров ниже рангом.

Кто по собственной воле захочет встать в пять утра в субботу зимним промозглым утром, чтобы ехать, как тут говорят, in the middle of nowhere на весь день допоздна?  Дети нашей школы очень хотели! Нам оставалось лишь подчиниться:). Место, куда мы приехали, реально можно назвать "дырой", но очень симпатичной, с кукольным Даунтауном, Мадональдсом, где работали удивительно красивые молоденькие девушки, и школой, о которой во многих странах дети могут только мечтать! Эта современная школа, стоящая, можно сказать, в степи, и была местом нашего пребывания следующие 13 часов! Туда приехали команды из многих городов штата, от нашего города была только одна команда - нашей школы, признанная лучшей. Всего участников - 139 человек, большинство участвуют в 2-3- дисциплинах.

Тренер нашей команды буквально на прошлой неделе предложила Мише и его изначально планировавшемуся партнеру Райану все-таки попытаться выступить вместе, но не в импровизации, которая требует сыгранности и отличного знания и понимания друг друга, а в актерском акте. Для этого надо было найти какой-то кусочек, запомнить его, отрепетировать и представить несколько раз за день, если не отсеешься сразу. На это было три дня! Я не знаю каким чудом, но эти два товарища смогли не только осуществить этот план, но и во втором турнире прошли в финал и заняли в результате второе место, провалившись полностью в первом турнире. Видимо, это их и подстегнуло. И поверьте, мы слушали всех финалистов и они не были теми, с кем легко соревноваться : все дуэты были явно выступавшими вместе не первый раз и уровень артистизма и сложность выбранных ими отрывков, на наш с мужем взгляд, не оставлял нашим шансов. Наши выступали предпоследними и мы зашли в класс в качестве зрителей только под напором директора школы, которая за руку нас привела и сказала, что мы имеем полное право смотреть на сына, даже, если он этого не хочет (а большинство детей не хотят присутствия родителей и я их понимаю). Мы были очень приятно удивлены, если не сказать больше, и сразу сами дали им второе место, как выяснилось позднее, оказавшись правыми.

Радио бродкаст для Миши был успешным в обоих турнирах, в первом он взял третье место, а во втором четвертое, этого выступления мы не видели, т.к. он изначально заявил, что будет лучше выступать без нас, да и сориентироваться в системе для нас заняло время, т.к. одновременно проходит сразу много выступлений в разных местах. Но я посмотрела других детей с русскоговорящими родительницами, мамами двух девочек из нашей школы, которые тоже в команде. После первого просмотра в разделе public speech я не могла долго смотреть ничего больше. Мы прослушали речи речи 2 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 11 до 13 лет на следующие темы:
1. Child abuse. ( Неправильное обращение с детьми)
2.  Влияние развития экономики в мире на экологию.
3.  Влияние использования современных девайсов на память человека.
4.  Компромиссы.
5.  Сколько осталось существовать человечеству.
6.  Отношение общества к ветеранам.
7.  Что значит быть настоящим лидером.

Тему дети выбирают сами, затем делают по ней research  и пишут речь, которая должна уложиться в 10 минут (за короче или дольше снимаются баллы). Речь пишется по особым правилам и выучивается наизусть. Кроме отсутствия шпаргалок, должны присутствовать правильные жесты, движения, учитывается и внешний вид выступающего (баллы снимаются за несоотвествующий костюм, подергивания, поправляния одежды, волос и т.п.). Я думаю, что из прочитанного выше вы уже можете догадаться о нашей реакции на такие темы и особенно на их преподнесение. Я никогда не видела ничего подобного в исполнении НИ ОДНОГО российского политика или бизнесмена, руководителя. После этого особенно четко понимаешь ту пропасть, которая в этом смысле существует между нашими странами. Может быть, новые поколения, которые имеют возможности ездить, видеть мир, сравнивать и общаться, получать иностранное образование, даже учиться в школе за границей, имеют шанс, но нам, выходцам из советской системы, это просто не дано. И единственный минус всего этого мероприятия для меня - я испытала жуткий комплекс неполноценности рядом с этими подростками. Как сказала судья, после того, как дети вышли, "Это наше будущее"! Увидев такое, наполняешься оптимизмом относительно этого будущего, потому что это неравнодушие, понимание современного мира, желание его изменить к лучшему и навыки для этого у молодого поколения просто не оставляют ничего другого. Когда эти дети будут управлять миром - он обязательно улучшится! Моя коробка с носовыми платками пригодилась нам всем!:)

Особенно меня впечатлил Джош - друг моего сына, с мамой которого мы иногда общаемся. Поскольку ее не было в числе зрителей, я побежала к ней выразить свое восхищение и спросить как он выбрал эту тему (про ветеранов) и как готовился, т.к. я считаю, что из всех жанров - публичная речь - один из самых пригождаемых в жизни и мне бы очень хотелось, чтобы Миша себя в этом попробовал, даже темы на будущее уже начали обсуждать:). Джейн сказала мне, что как раз тема - всегда самое сложное  (Джош выступает второй год). Пишет сын все сам и потом практикуется в душе. Он не хочет, чтобы родители присутствовали, хотя во время заучивания, конечно, они помогают, проверяя его. В его выступлении нас поразили его очень выразительные жесты и я потом спросила, кто помогал ему работать над жестикуляцией, он признался, что приидумал все сам и очень гордится, что это его именное!

Под впечатлением мы наперебой стали рассказывать все моему мужу, который сидел в кафетерии, ожидая когда же это все кончится. Мы убедили его пойти тоже что-то посмотреть и следующим опытом было посещение финала импровизации, когда вновь заходящему участнику дается тема и он имеет пять минут тут же на подготовку и пять минут на импровизированную по теме речь. После первых выступлений, мой муж проснулся, оживился и даже сделал небольшую "подпольную" видеосъемку самой младшей и слабенькой девочки, фрагмент чего    (со сноской на полевые условия) для примера вы сможете увидеть в конце главы. Мальчик из нашей школы взял первое место в этом жанре, с чем мы абсолютно согласны, потому как его подход к вопросу был мудрым не по годам и преподнесен наиболее интересно и уверенно. А тема для всех была: "Сломанный I-phone". Вот просто для интереса задумайтесь на пять минут и потом сами себе скажите речь тоже на пять минут на эту тему (да и на любую другую), а потом представьте, что вас судят и на вас смотрят и от этого зависят результаты успеха вашего и команды... Каково? Я даже то, что уже слышала воспроизвести не могу:(.

Кроме самих выступлений нас также впечатлило, как вежливы были дети (Can I be excused? Thank you for judging! Thank you for watching!...) как поддерживали друг друга, слушая своих после собственного выступления, высказывая свое мнение, как радовались успеху и искренне переживали (кое кто рыдал, не найдя своего имени в числе финалистов), как хлопали каждому, получавшему призы при награждении, вставая даже если это был соперник, обнимались с тренерами, родителями и между собой, ликовали при объявлении победы школы... Чувствовалось, как много для них все это значит, как серьезно они к этому относятся, как глубоко умеют уже чувствовать, сопереживать...Директор нашей школы, которая просто живет своей работой, наслаждается общением с детьми и родителями,  в разговоре  с нами сказала, что не раз наблюдала, что это занятие меняло судьбы. Поэтому, как вы догадываетесь, мы превратились в пропагандистов, энтузиастов, поклонников этого нового для нас до сего дня дела, как по мановению волшебной палочки! Если меня читают те, кто уже в США и имеет детей подросткового возраста, мой вам совет, не откладывая, выясните есть ли у вас speech team  и постарайтесь принять участие! Ну и напоследок: Наша команда победила в обоих турнирах, как это происходит, оказывается, уже 13 лет подряд, несмотря на очевидную сменяемость детей.
Вот немного подробнее информация по speech team:

 А тут  обещанное небольшое видео Там же на youtube  есть видео других людей, дающие представление, если заинтересуетесь.

Позднее добавляю фото, т.к. Майкл оказался весьма успешен в этом деле и уже получил несколько наград и включен в школьную сборную для выступления на турнире штата в конце марта.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий