Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

вторник, 24 сентября 2013 г.

Продолжение главы 35. Часть 2.

 Итак, я на борту самолета, летящего в Сибирь. Хочу заметить, что на всех, в том числе и внутренних, рейсах все анонсы делаются сотрудниками "Аэрофлота" на русском и на английском. Их английский не хуже, чем русский американских сотрудников Дельты. Первым делом нам предложили свежую печать. Поскольку выбор был невелик и состоял из "Известий" и чего-то в этом роде, то я взяла "Moscow times", чем вызвала интерес соседа через кресло в моем ряду. Оказалось, что он - молодой офицер, который ехал из Владивостока в Минусинск (городок рядом с Абаканом) навестить родных. Тут мне сразу вспомнились рекомендации некоторых знакомых добираться к своим через Владивосток, что, как им казалось, ближе и удобнее. Теперь у меня есть обоснованное объяснение - в России даже из Владивостока в Сибирь самолетом можно добраться ТОЛЬКО через Москву. Мой собеседник оказался очень заинтересованнным в изучении английского языка и задавал немало вопросов. Несмотря на то, что я намеревалась поспать, время, проведенное с ним в беседе, оставило приятные воспоминания, потому как мне этот молодой человек навеял стереотипное представление о настоящих русских офицерах - интеллигентных и образованных, патриотах, но без сумасшествия. Я дала ему адрес своего блога и, обменявшись сувенирами, мы расстались утром в провинциальном маленьком, но оживленном по поводу прилета столичного рейса, аэропорту Абакана.
Мой путь продолжался и мне предстояло примерно за пять часов доехать до Тувы, которая в наши дни ассоциируется с ее выходцем - Сергеем Шойгу, которого многие прочат в будущие президенты. Также это место отдыха нынешнего президента, где сделано немало фотографий, ставших известными во всем мире. Ну и для несведущих - это место, где находится географический центр Азии. Как историк по образованию могу добавить от себя, что когда-то страна (Тува) была третьей в мире страной социализма после СССР и Монголии, пока не вошла в 1944 году в состав СССР. В следующем году будет отмечаться столетие с момента попадания  Тувы под протекторат России, посему 2014 год объявлен там годом русского языка.
 Разница во времени с Москвой была 4 часа, а с Америкой - 12. Мой организм реально чувствовал нестыковки и усталость, поэтому я была очень рада увидеть старого знакомого, который, живя в Минусинске, любезно согласился довезти меня до Кызыла - моего конечного пункта. Сам он когда-то тоже жил в Кызыле, будучи, как и я, сыном геологов, у которых в центре столицы Тувы (сейчас республика Тыва), был построен дом для работников геолого-разведочной экспедиции, где все мы и жили. В начале 90-х из многонациональной Республики стали активно выезжать русскоговорящие жители и многие обосновались в Красноярском крае и Хакасии. Поскольку железная дорога из Москвы проложена лишь до Абакана, то независимо как вы туда прибываете самолетом или поездом, нужно еще часов пять-шесть ехать через Саянские горы автотранспортом, чтобы достичь Тувы. Дорога эта существует уже много лет и является связующим звеном республики с остальным миром, по ней доставляются все основные грузы. В последние годы вложено много денег в ее улучшение и защиту от достаточно часто сходивших с гор снежных лавин, унесших немало жизней за годы. Уже несколько лет говорят о строительстве железной дороги в Туву, но, увы, воз и ныне там, хотя федеральных денег выделено и использовано ой, как немало. Саянская трасса проходит по очень живописным местам и в наш приезд несколько лет назад, когда мы приезжали вместе, мой муж сделал видео об этом путешествии.




В данный же приезд я была совершенно не в состоянии сделать даже фото по причине сильной усталости, ведь я была на ногах и в пути почти уже двое суток, да и погода и смена временного пояса не способствовали бодрости моего тела. Дух же изо всех сил старался держаться. Жена и мама моего сопровождающего присоединились к нам в поездке и даже устроили мне "спальное место" в своем минивэне. Надо отметить, что в этих краях подавляющее большинство машин с рулем на правой стороне и иероглифами на экранах GPS.




дорогу постоянно подлатывают
и достраивают

   продажа брусники ведрами местными жительницами(и тут на               каблуках!)вдоль дороги

По дороге мы совершили остановку, просто съехав с трассы для перекуса. Никаких привычных рестэрий с туалетами не предусмотрено, все проезжающие машины просто съезжают с дороги для всех нужд. Мусор большинство оставляет тут-же, что не добавляет красы этим местам, однако все местные жители очень гордятся этими красотами и природой... Вдоль дороги местные жители ведут активную торговлю брусникой, голубикой, черникой, кедровыми орехами и шишками, грибами, речной и очень вкусной рыбой - хариусом. Несколько моих кадров, сделанных по пути, восстановить не удалось:(.
 Периодически проваливаясь в дремоту, я оживилась, увидев город  в долине реки Енисей, в котором родилась. Проезжая по его улицам, испытала очень смешанные чувства: с одной стороны, все очень знакомое, навеявшее тут-же кучу вопоминаний, с другой - все очень изменилось, а в сравнении с теми местами, где я живу сейчас, выглядит, как другая планета. На улицах много людей, среди которых очень редко попадаются русские лица, в то время как в моем детстве, было наоборот. Очень много иностранных машин, которые в условиях общей серости и неустроенности, замусоренности, выглядят дисгармонично. О развитии торговли и бизнесов свидетельствуют многочисленные вывески, большинство из которых по необъяснимой для меня причине, английские слова в русских буквах, типа "Даймонт хаус"...Первые этажи всех домов теперь заняты бизнесами, но при этом процветает и активная уличная торговля с рук.
   Мы подъехали к нашему дому, с которым связано все первое: дружбы и ссоры, влюбленности, мечты о будущем... Деревья выросли, краска облупилась, знакомых почти не осталось, виды из окон изменились, добавились железная дверь с домофоном и дикая "парковка" во дворе. Встреча с родителями: и радостно и грустно... В этот раз я решила провести все время с ними, потому как местные достопримечательности мне давно знакомы и даже, если что-то добавилось, не думаю, что это то, ради чего стоило преодолеть весь этот путь. В этот раз для меня самое главное- пообщаться с теми, кто дал мне мою жизнь, расспросить о том, на что никогда не хватало времени или храбрости. За неделю я вышла с мамой прогуляться и закупить продуктов и хозяйственных вещей лишь однажды и мне, честно, хотелось закрыть глаза. Находясь в квартире, где я в первый же день произвела уборку по своим старндартам и где мы вместе готовили любимые блюда и кушали в гостиной за столом, как водилось всегда при приезде гостей, но не практикуется в обыденной жизни, я не чувствовала себя не в своей тарелке, а вот за пределами... Я поняла, что никогда уже не смогла бы привыкнуть к той жизни, тосковала бы и сравнивала бесконечно. Приход родственников в гости и их рассказы показали, что и они понимают насколько отличается жизнь там и даже за теми же Саянами, не говоря о Москве.

обелиск при въезде в Кызыл

   Моим родителям комфортно в знакомой и привычной обстановке, в просторной квартире в центре, когда на дом приходит врач и приносят хорошую пенсию (заслуги ветеранские по труду, возрастные добавки...) звонят и заходят знакомые и соседи , им переезд только сократит жизнь, но что делать там молодым - не очень понятно. При расставании родственник шепнул мне: "Вы большие молодцы, что во-время сориентировались и приняли верное решение, тут делать нечего". Мои родители настолько привыкли, что не особо обращают внимание на пьяниц и наркоманов, крики и шум ночью, жуткие местные новости с потрясающим краймом...хотя папа рассказал несколько историй, когда спасал бомжей и замерзающих на морозе пьяниц, выгонял из подъезда алкашей, отбивался палкой от пытавшегося проникнуть через окно в нашу квартиру на втором! этаже наркомана. Неудивительно, что везде на окнах решетки.
   В тот единственный выход мы зашли в несколько магазинчиков и все они работают по старинке: продажа через прилавок продавцом. Выбор товаров - отличный, как и продуктов, есть все в разнообразии, про качество сказать не берусь, хотя при нас женщина принесла колбасу, которую продали ее дочке и она оказалась просроченной (забрали молча).  Все, что мы покупали и кушали, мне понравилось. Я даже закупила набор специй для разных блюд, подобные которым покупала обычно у нас в русском магазине по 99 центов, а тут они стоили по 6 рублей!!!
    Под нашей квартирой находится элитный бутик  (не больше не меньше, именно так), куда я заглянула из любопытства. Его хозяйка, о которой папа рассказывал, что она была вынуждена избавиться от всех наемных работников, чтобы выжить, даже не подняла головы, чтобы как-то отметить мое присутствие, сидя за прилавком с калькулятором. Там не было больше никого, но, видимо, я не произвела впечатление потенциальной покупательницы элитных товаров, хотя она на меня и не посмотрела.
   В середине недели мама попросила знакомого свозить нас на кладбище, где много могил, которые хотелось навестить, включая мою бабушку. С нами поехала и приятельница семьи. Я села слева от водителя и первым делом он спросил не тянет ли меня на Родину. Я ответила, что когда тянет, я приезжаю в гости, чтобы не обидеть честным ответом. После чего он стал обращать мое внимание на то, как много всего нового появилось и рассказывать как много иностранцев приезжает сюда и некоторые остаются жить (привел пример двух - американца и автралийца, женившихся на местных женщинах и развивающих какие-то бизнесы). В это время мы проезжали по совершенно захолустным улицам с неимоверным количеством мусора, незаконченным, по виду многолетним, строительством, по двухсторонней дороге, где все ехали по своим собственным правилам. Потом он поинтересовался видела ли я фильм американца, которого быстро убрали за то, что рассказал всю правду, подстроив автоаварию. И сам же себе ответил, что, как вы могли его видеть, если у вас все под контролем правительства и каждый шаг отслеживается, камеры даже в туалетах, а интернет дает только отфильтрованную информацию, а  в пищу и воздух годами добавляются психотропные препараты. Потом сказал, что непременно пришлет мне ссылку, поскольку я должна знать, что в Америке строится огромное количество концлагерей, с детскими площадками для детей и заводами по производству пластиковых гробов, потому как скоро всех начнут забирать туда, начиная с тех, кто не подчиняется правительству. На эту тираду я ответила вопросом: как часто вы бываете в Америке? На что получила ответ:"А че мне там делать, я и так все знаю, что там творится, нигде нет лучше жизни, чем в Сибири, все душевно и по-человечески, а про Америку давно все понятно." Далее этот 40-летний, модно одетый мужчина с высшим образованием стал рассказывать мне, что антихристов ждет наказание и стране, разрешающей гей-парады, долго не протянуть, и он просто хочет, чтобы когда все начнется, я знала, что он меня предупреждал. Я сказала, что мне этот разговор неинтересен, меня спасать не нужно, а ему беспокоиться не о чем, ведь он никуда уезжать не собирается. После чего ко мне вопросов более не было и он увлеченно начал обсуждать с мамой и ее приятельницей как важно не есть мясо, потому, что когда животных убивают, они испытывают страшный ужас и, поедая это мясо, мы впитываем стресс, злобу и ужас с ним. Отметил также, что тувинцы вот испокон веков питались мясом и были злые, а сейчас стали есть больше овощей и фруктов и подобрели по его наблюдениям.
    Подъехав к кладбищу за городом, он объявил, что придется прогуляться, т.к. мертвых тревожить нельзя. Зайдя на кладбище, я поняла, что он, видимо, единственный, кто так считает, потому как машины парковались где и как угодно, а более замусоренного, заросшего и безобразного действующего кладбища в своей жизни я не видела. У входа стояло обшарпанное квадратное сооружение, которое мне представили, как храм. Вокруг были кучи мусора, не вывезенные с родительского дня весной, дорожки как таковые существовали, возможно, только при открытии кладбища много лет назад, сейчас их вычленить было крайне сложно... Я четко в очередной раз осознала, что я  все-же лучше буду жить среди антихристов с угрозой быть забранной в концлагерь и накормленной психотропными препаратами с правительственной  камерой наблюдения в туалете:).
   На обратном пути мама попросила остановиться у нового разрекламированного хозяйственно-строительного магазина с громким названием "Терминал". Магазин был открыт не менее года назад, но парковка к нему, видимо, никогда не была предусмотрена, поэтому покупатели паркуются кто и как может посреди поля в ямах, лужах и щебенке. Как загружается товар я не очень предстваляю, но мы пробрались-таки внутрь, где передвигаться оказалось еще сложнее, потому как магазин представлял из себя плохо организованный склад товаров от посуды до рулонов с линолеумом, ваннами, плитами, досками и т.п. Не свернуть шею нам удалось только чудом. Произвела впечатление система осуществления покупки, а это не был крупногабаритный или дорогостоящий товар: мама присмотрела сахарницу за 90р. Продавец, опять же за прилавком, выписала на бумажку артикул, название товара и стоимость и отправила меня в кассу, до которой я с трудом пробралась между кучами строительных материалов. За стеклом с вырезанным окошком и надписью "Касса" чуть ли не красным фломастером, сидела гордая сотрудница в национальной жилетке, окруженная современной техникой. Получив мою бумажку, она долго что-то искала в компьютере, потом распечатывала на принтере 4!!! других бумажки, потом ставила печати, приняла деньги, скрепила 2 бумажки и отдала мне, после чего мне выдали коробочку, попросив убедиться, что все в наличии, т.к. возвраты не принимаются. Я уверена, что бумага, чернила, электричество и т.п., затраченные на эту процедуру, были дороже, чем сама сахарница:). Остаток пути я уже точно знала, что никуда больше гулять не пойду.
   На одной лестничной площадке с родителями много лет живет ветеран войны, который заходит иногда пообщаться. Его страстным желанием было обсудить со мной политическую обстановку в мире, отношения России и США и ситуацию в Сирии, которая ежедневно активно обрисовывалась по всем каналам тв, нередко приводя меня в недоумение. Сосед даже позвонил и пригласил меня поесть у него арбуз, что, скорее всего, было предлогом, но благодаря необходимости срочно собираться и уезжать на несколько часов ранее запланированного, мне удалось этой дискуссии избежать.
   Дело в том, что обратно я должна была найти возможность выезда с попаданием к самолету в Абакане, самостоятельно. Мама припасла номер компании, которая этим занимается и базируется в Абакане. В первый же день я позвонила и обо всем договорилась и была заверена, что никаких сюрпризов не будет и они профессионалы, которые ответственно подходят к своему бизнесу. За день до отъезда мне перезвонили и подтвердили, что выезжать будем с вечера, на что я и ориентировалась, хотя ехать ночью через горы не было самым привлекательным вариантом, но в аэропорту надо было быть к 10 утра, а выезжать утром было бы слишком рискованно по времени. Наступил день отъезда и мы все никак не могли наговориться с родителями, а я еще планировала помыть полы и пообедать... Раздался звонок, извещающий меня, что вечером машины не будет, т.к. в горах выпал снег и, если я хочу, то должна быть готова через час. На мой вопрос где же я буду проводить ночь, меня заверили, что гостиница или квартира на выбор и доставка утром в аэропорт не проблема. Другого выхода не было и, благо чемодан был собран, мне пришлось уехать на 8 часов раньше запланированного. Осталась недочитанной книжка, которую дал папа и которую мы с ним обсуждали "Расстрелянные Герои Советского Союза", открывающая глаза на многие, неизвестные ранее, злодеяния сталинского режима. Я читала ее, просыпаясь в 4 утра без желания спать, под аккомпонемент круглосуточно работающего соседского телевизора, вспоминая одну из любимых тем, обсуждаемых на форуме об Америке, о тонких стенах и слышимости, подразумевающую, что в России оно иначе.


   Я была счастлива убедиться, что мой папа, сам признанный жертвой репрессий, как оставшийся малолетним без отца, адекватно воспринимает те времена и события, потому как волна поклонения Сталину и ностальгия по тем временам сейчас в России поднялась с новой силой. Чего стоит один только громадный постер на основном шоссе в Ярославле "Мы вернулись! Преступников к ответу!" с огромным портретом Сталина.
   Плюсом моего раннего отбытия было то, что я могла в несонном состоянии полюбоваться пейзажами и сделать заметки о жизни за окном. Если не обращать внимания на продукты жизнедеятельности человека, оставленные тут и там, то красота вокруг впечатляющая.  Степные просторы вокруг Кызыла и холмы, сменялись березовыми рощами, горами, покрытыми лесом, а потом тайгой, горными речками и заснеженными вершинами. На дороге сугробов замечено, однако, не было. По середине пути состоялась остановка в месте, где в помещениях сараечного типа размещались места питания, а неподалеку сооружение с любовно выписанными краской М и Ж, ароматом вокруг и незабываемыми дырками в полу. Поскольку дома поесть мне не удалось, то я рискнула купить борщ с хлебом и он оказался реально вкусным и сытным. Ожидая остальных пассажиров, разговорилась с водителем. Он рассказал, что проехал летом через всю страну на машине и был очень рад осознать, как хорошо они живут в Сибири по сравнению со средней полосой России, где все ему показалось менее ухоженным и обустроенным. Потом он поинтересовался куда еду я, а получив ответ, не задумываясь прокомментировал:"А-аа, значит, предатели Родины?" Я просто рассмеялась, напомнив ему, что сейчас не 50-е и даже не 80-е годы уже. В машине у него всю дорогу играли песни моей юности от Антонова до "Секрета" и "Ласкового мая" и "Modern talking":).

город в Туве
остановка автобуса

 поселок

турбаза в горах

снег, из-за которого сменились планы

   Следующим пунктом остановки было село Шушенское, знаменитое тем, что там находился в ссылке Ленин. В детстве я не раз бывала там с экскурсиями и было интересно узнать, что они до сих пор проводятся. Далее высаживали пассажирку в Минусинске. Она по мобильнику договорилась с кем-то о встрече ее у места с названием "Спартак" и я ожидала увидеть, ну, может, спортивный комплекс или что-то в этом роде, а на деле мы остановились у одноэтажного здания, часть которого была обложена кирпичом, а другая оштукатурена и на этой части были нарисованы серебряной краской пять звезд, а сверху написано Hotel и чуть ниже: биллиард, сауна, ресторан, тренажеры, массаж. Как все это умещается в пятизвездочном для меня осталось загадкой. Судя по бесчисленным рекламным постерам повсюду в тех краях очень популярна сдача квартир посуточно. Причем многоэтажных домов я не заметила, все вокруг было одноэтажной Россией, с торчащими кое-где коттеджами особо удачливых бизнесменов. Как и куда люди добираются на работу я не очень поняла, предполагаю, что работает общественный транспорт и особо популярные маршрутки, ну и свои автомобили. На выезде из Минусинска образовалась небольшая пробка на 2-х полосной дороге. Чуть позже оказалось, что мы были свидетелями неизвестного мне ранее местного обряда. Поскольку была пятница, как водится день для свадеб, то wedding party, состоявшее из группы хорошо уже выпивших граждан, останавливала все проходившие машины и предлагала пассажирам (надеюсь, что не водителям) выпить водочки за здоровье молодых, видимо, в обмен на пожертвования в пользу новой семьи. Невеста в ярко-розовом платье с растрепавшимися буклями на голове, разрумянившись, металась от машины к машине, по ходу руководя пьяненькими помощниками,  явно боясь упустить кого-то из потенциальных спонсоров. Наш водитель открыл стекла и сказал :"Водку пить будем?", когда к нам с трудом дошатался ассистент с пластиковым стаканчиком, который, по-видимому, подразумевалось пустить по кругу.  Мы все почему-то отказались и отправились дальше, оставив огорченного предпринимателя, с риском для жизни бросившегося к следующей машине.

По сравнению со всеми населенными пунктами, увиденными в этом путешествии, самое относительно приятное впечатление произвел Абакан, выглядящий именно как город. Поскольку я была последней к высадке, то водитель помог мне с чемоданом, доставив в дом элитной планировки (как же любят такие термины в России!) на ночлег в квартиру "подельницы", живущей в этом же доме. Маша дала мне ключи и велела сдать их утром, позвонив в ее квартиру на первом этаже. Поскольку время было 7 вечера, то мне ничего не оставалось, как смотреть телевизор, который никак не включался. Пришлось потревожить хозяйку, которая сообщила, что постояльцы-тувинцы все время заменяют ее новые батарейки в пульте на старые, поэтому надо просто нажать несколько кнопочек на самом телевизоре.
Тут уместно будет сказать несколько слов о российском телевидении, которое в прошлые приезды если и удавалось немного посмотреть, то ничего хорошего об этом вспомнить не было. В этот раз я уделила ознакомлению существенно больше времени и либо качество улучшилось, либо я стала лояльнее, либо повезло, но впечатления существенно лучше. Несколько программ очень понравились и практически в любое время суток можно найти что-то интересное и достойное внимания. Сериалы реально перестали быть совсем тупыми и копирующими иностранных собратьев. Большое количество популярных шоу имеют корни в США и Великобритании (вернее сказать, на них куплены права), но имеют свои особенности . Поразило как до деталей скопировано с многочисленных вечерних американских шоу, идущих десятилетиями на разных каналах, вечернее шоу Урганта на 1 канале, не зря он с Познером совершал экскурсии, многое подметил и использует. В одном из новых сериалов, который я так и не досмотрела с мамой, тема усыновления иностранцами (американцами), как и в сюжетах в новостях на эту тему, просто удивительно усердно пытаются нарисовать выгодную властям картину, я даже подискутировала с родителями на эту тему, не сдержалась. Еще подметила интересный момент, подтверждающий, что понятие личного пространства в России и Америке сильно разнится: даже ведущие утренних шоу сидят на удивление близко друг к другу, настолько, что ощущение  их интимности не отпускало:). Ну и политизированность телевидения не мною первой замечена.
   Ночуя в этой элитной квартире за двумя железными дверями, я опять слышала и соседей, и разговоры в подъезде, и смыв канализации, и шум воды, так что миф об особой прочности и изолированности жилья в бСССР по сравнению с Америкой, у меня никак не приживается. Ну а окрестности элитного дома, который и правда неплох по планировке и чистоте подъезда, наличию продуктового магазина на первом этаже, совсем не элитные: гаражи, стройка, частные запущенные дома, мусорные,  всегда почему-то переполненные, баки, раздуваемые ветрами...


   Утром мне позвонил другой представитель того же бизнеса и довез до аэропорта, тоже поинтересовавшись куда лечу. Реакцией на мое место жительства была уже знакомая фраза про предателей Родины, вероятно, их фирменная:). Он любезно помог мне с вещами до места регистрации. Поскольку время оставалось, то после сдачи багажа я ознакомилась с содержимым сувенирного ларька и была приятно впечатлена выдумкой и мастерством авторов работ. Накупила кучу сувениров в национальном стиле, подобных которым потом уже не встретила, поэтому довольна, что не пропустила. Посадка на самолет осуществлялась старым, забытым мною способом: сидение (если повезло) в загончике, проход по полю к самолету, отрывание посадочных сотрудницей вручную у трапа и поднятие по трапу на ветру. Но сам самолет был в прекрасной форме, а его апельсиново-яркие стюарды очень приветливы. Рейс был заполнен до отказа и я сидела все пять часов на кончике кресла, потому как сзади изрядно пьяный пассажир (12 дня) использовал  откидной столик, как поддержку для головы и постоянно промахивался, стукаясь мне в спину. В остальном полет прошел нормально, сопровождаемый вкусной едой.
 Продолжение следует.
Прекрасные фото и рассказ неизвестного мне автора о поездке по тому же маршруту: http://alex-tripcar.livejournal.com/3257.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий