Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

вторник, 19 августа 2014 г.

Часть 2. Как из нас делали коммунистов.

Я не случайно закончила первую часть описанием дня смерти Брежнева. С его уходом, как когда-то с уходом Сталина, закончилась определенная эпоха в истории СССР. Брежнев был у власти 18 лет (дал себе звания Героя Социалистического труда и аж четыре раза Героя Советского Союза, что само по себе не имеет никакого смысла) и за годы его правления многое изменилось в стране, выросло целое новое поколение и, конечно, многим было трудно представить, что будет без него. Все уже так привыкли к той жизни, а человеческая натура такова, что лучше хоть какая-нибудь стабильность, чем перемены, сопряженные с нестабильностью. К моменту смерти Брежнева, мне было 13 (я неверно написала в предыдущей части, что только недавно вступили в пионеры) и я уже была "закостенелая" пионерка с пониманием, что очень хочу в комсомол и непременно стану коммунистом, как только позволит возраст (кажется 18). При этом никто и нигде меня не вербовал, но вся окружающая обстановка и ход жизни не предполагали другого развития событий для "нормального" ребенка.



 вот такая у меня была "звездочка" слева на груди три года с первого по  третий класс




  эти правила знали все!

В первом классе нас всех приняли в октябрята и мы знали, что в конце третьего будут принимать в пионеры и очень этого ждали (признак взрослости в том числе!) Процедура принятия в пионеры всегда была торжественно обставлена и подразумевалось, что кроме обычной школьной формы появится еще одна - пионерская: синяя юбка (брюки), белая рубашка и, конечно, галстук, который мы заранее учились правильно завязывать, также как и отдавать пионерский салют.


 Самой большой угрозой было: "Будешь плохо себя вести, в пионеры не примут!" Но на моей памяти такого не было, чтобы кого-то не приняли, даже троечники и совершенно общественно неактивные в нашей школе принимались, а "Исключим из пионеров!" оставалось угрозой. Ну а слова пионерской клятвы, которую мы учили и потом повторяли за старшим пионерским вожатым, впечатались в память навечно:"Я такой-то ... перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистичекая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза!"


церемония принятия в пионеры
пионерский значок, на котором написан ответ на призыв "В борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!" Ответ был: "Всегда готов!" с отдачей салюта.

 Именно в конце третьего класса, перед принятием в пионеры произошло событие, которое повлияло на мое развитие, как лидера и, не скрою, добавило много уверенности в себе. Нужно было выбирать командиров звездочек (объединения одноклассников внутри одного класса, состоявших из, по возможности, 5 человек- по числу пяти концов зведы!) Руководила учительница, которая была очень строгой, но справедливой и нами любимой. Меня никогда никто не предлагал, т.к., как я писала, я не входила в ядро классных активисток. И вот, когда прозвучали уже всем известные и привычные кандидатуры, наша учительница сказала, что почему бы нам не избрать Таню, что она уверена, что у меня получится и все достоинства у меня присутствуют, чтобы занять этот почетный пост:). Несколько ошарашенные одноклассники поддержали и с тех пор понеслось: я была и старостой класса, и членом Совета дружины позднее, и очень кратко, но председателем совета отряда, и все эти названия  были настолько естественны в нашей жизни, как и имена всех этих членов политбюро, президиума Верховного Совета СССР, министров и секретарей компартии. Мы знали их титулы и ФИО лучше, чем некоторых своих родственников.

 Я любила замечать когда на огромном стенде при выезде из города менялась цифра, обозначающая нумерацию очередного съезда КПСС. Их почему-то обозначали всегда римскими цифрами, поэтому какому-то городскому "художнику" раз в пятилетку  надо было закрасить или пририсовать одну или несколько палочек на этом незыблемом шедевре, гласившем "Решения ХХII ( или другой номер) съезда КПСС в жизнь!" Все эти "Партия - наш рулевой", "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!" "Пятилетку за три года!" и подобные лозунги и призывы были на каждом шагу и являлись настолько привычными атрибутами жизни, что представить их отсутсвие никому и в голову не приходило. Ильич улыбался с портретов в каждой школе и любом кабинете или учреждении, включая ЗАГСы.










Типичное школьное оформление. На втором фото президиум в нашей школе на празднике "За честь школы!", проводившемся ежегодно 22 апреля, в День Рождения Ленина. На этом празднике лучшим выдавались награды - Почетные грамоты - вот типа таких, коих у меня накопилась целая внушительная папка, которую я привезла от родителей в прошлом году на память.



 Быть школьным знаменосцем - было самым почетным поручением! 

Это фото из моей школы. 


Были у нас и свои сигнальщики-горнисты и барабанщики, но это фото просто из интернета.

Стоять в почетном карауле у памятников Ленину, героям войны и мемориала, сотворенного учителями в школе (из флагов с черными лентами, комнатных цветов и его портретов) по поводу смерти Брежнева, мне приходилось столько раз, что сосчитать не представляется возможным. Кстати, всю неделю после смерти Брежнева (школа была отменена в день его похорон) нам было предписано носить траурные повязки на форме, которые срочно пришлось шить мамам и бабушкам.

почетный пионерский караул


              я - пионерка!

Еще учеников нашей школы постоянно задействовали для приветствия участников всевозможных республиканских съездов и пленумов, была такая традиция повсеместно, что в середине скучного заседания в зал входили под дробь барабанов пионеры и октябрята со стихотворными приветствиями. Именно оттуда идет мое отличное знание нескольких заводных речевок, которыми радую иногда не столь вовлеченных бывших сограждан при случае. Для нас это было развлекухой, так как для этого, естественно, мы освобождались от школы. Взрослые всячески призывали нас проникнуться важностью момента и силой доверия к нам, но мы неприлично хихикали до выхода  на сцену. Один раз меня и еще нескольких товарищей, чуть не выгнали на плохое поведение, а причиной было то, что у нашего знаменосца был на носу прыщ и моя остроумная подруга довольно громко продекламировала: "Не страшусь я цвета носа своего, он ведь с нашим знаменем цвета одного!", ну как тут можно было оставаться серьезными?
 Один раз мне было оказано просто-таки чрезвычайное доверие  (может, сшитая бабушкиными руками пионерская форма сыграла роль), мне было поручено вручить цветы САМОМУ Передседателю Верховного Совета Тувинской АССС, Первому секретарю Обкома Партии!!! С поручением справилась, с чем меня активно поздравляли потом все взрослые (честно сказать, до сих пор не знаю, что подразумевалось под "не справиться" и почему с этим надо было поздравлять, но я прониклась).


Пионерская организация нашей школы славилась особой организованностью и дисциплиной. Отдаю полный кредит нашему старшему пионерскому вожатому - была такая должность в каждой школе. Нашим был бывший выпускник школы, который закончил пединститут, отслужил армию и вернулся в родную школу в качестве учителя истории и старшего вожатого. Он был настоящим комсомольцем, свято верящим в то, что проповедовал, его уроки истории были самыми интересными и любимыми. От него в четвертом классе мы узнали разницу между коммунизмом и всеми остальными системами, с ним готовились к "Зарнице" - Всесоюзной пионерской военизированной игре, которая проходила у нас настолько серьезно, как ни у кого из расспрашиваемых мною по сей день ровесников. У нас был даже утренний сбор на игру по цепочке, для чего проводилось специальное родительское собрание, где родителей предупредили, что к ним в дверь постучат в пять утра и попросили хранить секрет. Многие родители, конечно, секрет выдали и мы спали уже в форме с погонами, а я еще и с  с полевым планшетом через плечо (я была ориентировщиком, чему заранее обучалась после школы), чтобы набрать больше баллов, т.к. учитывалась скорость сбора по цепочке в указанном месте. Основная цель была - отбить знамя у противников и дело происходило в городском парке. 

С этим же вожатым мы совершали загородные походы, побеждали на смотрах пионерских войск, тренируясь до потери сознания в самом прямом смысле слова (особенно мальчишки такой слабостью отличались), разучивали пионерские песни и задорно во всю глотку их распевали в пионерской комнате, которая и правда была центром школы. Кстати, революционные, пионерские, патриотические песни и песни военных лет сидят в моей голове так прочно, что разбуди ночью и я смогу воспроизвести!




 Этот же учитель потом еще и физкультуру вел и я никогда не забуду, как гонял нас в мороз по льду Енисея на лыжах, так, что пол-класса чуть не лишились конечностей, и с ним же мы единственный раз ходили на каток, и я в первый и последний раз стояла на коньках, что также было омрачено обморожением (но он считал, что мы должны уметь преодолевать себя, как Зина Портнова, Валя Котик, Леня Голиков...) 



Да с ним мы знали имена всех пионеров-героев Советского Союза и их подвиги! Он организовывал выездную учебу пионерского актива, куда я уже входила, но, к сожалению, не смогла поехать в загородный лагерь из-за восполившегося до абсцесса чирия, вскрывая который хирург спросил: "Ну, на какого Советского героя будешь равнятся, чтобы не плакать?" Я, конечно, ответила, что на Зою Космодемьянскую, которая при захвате фашистами, назвалась Таней. Мне было 11 лет.

Говоря о том учителе-вожатом, не могу не заметить, что его влияние на всех нас было огромным, он заражал энергией, каким то задором и даже некоторой злостью, с которой он старался сделать из нас "настоящих людей", не стесняясь сарказма, демонстрируя свое остроумие без всякой скидки на то, что мы были просто детьми. Мы с подружкой - тоже активисткой, и на историю пошли учиться, думаю, неслучайно. Гораздо позднее, посещая родителей с мужем и сыном, однажды на улице я увидела этого очень постаревшего человека и, первым желанием, конечно, было подойти к нему, но потом что-то меня остановило. Скорее всего, я понимала, что зная его, не могу ожидать заинтересованных расспросов о моей жизни в Америке, он был бы, скорее всего, из тех,  кто до сих пор считает, что эмиграция равняется предательству Родины. 

Само наличие мужчины в школе тогда было большой редкостью и они совмещали многое. В нашей было целых три! Про одного выше, второй был учителем физики, а также пения, преподававший, один из немногих тогда, по системе Кабалевского, благодаря чему мы не только пели, но и знали основы сольфеджио и во многом благодаря этому, наш хор, оркестр народных инструментов и ВИА были многолетними победителми городских конкурсов и занимали немало учащихся школы. После моего выпуска он стал директором и мама всегда передавала мне от него приветы, поскольку каждый раз, встретив его в городе, она останавливалась с ним поговорить и он заинтересованно всегда спрашивал:"Ну как там Танька?", а несколько лет назад сообщила, что он умер.

Третий был учителем черчения, труда и заодно НВП  (начальной военной подготовки) в старших классах. Он был человеком чрезвычайно добрым, с тихим голосом и этим пользовались все, как могли. Однако, именно он научил нас разбирать ружье, стрелять в тире, сделанном его силами в подвале и тому, что делать при химической атаке или применении ядерного оружия. Одна из его фраз осталась со мной по жизни! Тема урока была как раз о действиях, необходимых для осуществления по сигналу тревоги (сирены, объявления по радио, такие городские учения тогда были нередкость), и этих действий он перечислил так много, что кто-то из мальчишек сказал вслух: "Ну пока я буду это все делать, уже ничего не останется вокруг", на что наш учитель, сделав многозначительную паузу, отчетливо произнес: "Жить захочешь - успеешь!" Ну и особо символично, что именно сегодня, когда я публикую эту информацию о том, что было много лет назад, появилась вот такая новость: http://polit.ru/news/2014/08/19/politinformation/

 Не менее естественным мероприятием были политинформации, проводившиеся на всех предприятих, организациях и в учебных заведениях, включая школы. Я не раз и сама подобные проводила, подготавлияваясь по материалам, в основном, "Комсомольской правды", которую мы всегда выписывали, наряду и с "Пионерской правдой" , "Тувинской правдой" и обычной "Правдой". В таких изданиях дефицита не было, их можно было всегда купить и оформить подписку без проблем, стоили они дешевле любого продукта питания, так как ничего нет важнее для трудящихся, чем правда! Почту, чтобы не дай Бог не пропустить чего важного, доставляли два раза в день утром и после обеда, ведь было гораздо важнее быть политически подкованным, чем иметь жилье и достаточно еды, да и такому человеку материальное неважно, потому что он знает, зачем и почему страдает. 



Практически все остальные газеты и журналы были в огромном дефиците и люди очень изощрялись, чтобы иметь доступ, например, к журналу "Здоровье" или уж тем более" За рулем". Подписавшись на "Правду" можно было "заработать право" купить еще какую-то (более желанную газету) и наоборот, подписавшись по блату на излюбленную многими "Технику молодежи" или "Юность", непременно нагрузкой получали  какие-нибудь совершенно никчемные местные издания. Материалы съездов и пленумов партии, произведения таких выдающихся авторов, как уважаемый и дорогой Леонид Ильич, изучались обязательно. Кстати, в свою последнюю поездку к родителям я нашла и не поленилась привезти с собой на память копию книжки Брежнева "Малая земля", оставшуюся с тех времен   (муж был очень впечатлен, когда я торжественно вынула ее из чемодана!), так что обращайтесь, кто допустил пробел в образовании и не читал:).





Пионерские линейки и сборы со всей атрибутикой (президиум, регистрация, вынос знамени с отдачей салюта, рапортами, пением "Взвейтесь кострами синие ночи" в конце, которую я помню целиком до сих пор и рекомендую посмотреть этот клип по линку для тех, кто подзабыл или не знал) были нормой нашего детства, как и подготовка и походы на праздничные демонстрации по поводу Первомая и Дня Великой Октябрьской Социалистической революции. К обоим готовились транспаранты, доставались и обновлялись портреты членов политбюро и секретарей ЦК КПСС, надувались шары, прикалывались к лацканам красные гвоздики - символы революции и рано утром, собравшись у школы, каждый раз мы, выстроившись колоннами, шли к площади Ленина (таковая, или Красная или площадь Революции имелись в любом городе, в крайнем случае, хотя бы памятник Ленину), где устанавливались трибуны для сильных мира сего, мимо которых под лозунги и призывы диктора  мы проходили, ожидая самого классного момента. Диктор, в зависимости от того, кто шел по площади, выкрикивал :"Да здравствуют труженики полей или славные геологи или пионеры и комсомольцы средней школы номер... Ура!" и, услышав про себя, соответствующая колонна взрывалась раскатистым "УРРРААААА!!! Собственно, все было для нас ради этого момента! Не прийти на демонстрацию разрешалось только если ты тяжело болен или умер.








 В раннем детстве мне нравилось ходить с геологами и сидеть на плечах папы, а их "ура" казалось мне самым задорным и громким, еще я обожала просыпаться утром и слышать вдали соответсвующий празднику марш типа "Кипучая, могучая, никем непобедимая!" и по дороге все встречные знакомые непременно обменивались "С праздником!" " И вас с праздничком!" Обязательным было и поздравление друзей и родственников, живущих в других городах, специальными открытками.

















я с группой одноклассников (десятый класс) на крыльце школы после надувания шаров для майской демонстрации прогрессивным способом с помощью домашнего пылесоса!


Ну а основное удовольствие начиналось, конечно, после: народ собирался компаниями, из всех окон слышались шум и песни, потом начинались народные гуляния (скорее шатания) и не думаю, что кто-то реально выпивал за победу Революции или международную солидарность всех трудящихся.  Очень здорово написал про советские праздники, в частности Первомай, друг нашей семьи в своем ЖЖ:: http://pkolyshkin.livejournal.com/139642.html  Там у него немало про СССР разных тем с замечательными фото в качестве дополнительного чтения по теме - очень рекомендую. 

Еще очень политизированными были такие праздники, как 22 апреля - день рождения В.И. Ленина (обычно в него принимали самых достойных в пионеры), когда проводились классные часы, все надевали парадную форму, выставлялся почетный караул к городскому памятнику Ленину и к бюсту в стенах школы, ну и 19 мая - День рождения пионерской организации им. Ленина, когда проходили те самые парады пионерских войск.



 Первое июня - международный День Защиты Детей- от кого я никогда не выясняла, но коленки в парке во время празднований стабильно обдирала. 23 феврала - День Советсткой Армии и 8 Марта - Международный женский день, изначально являвшиеся революционно-коммунистическими праздниками, постепенно переросли в праздники всех мужчин и женщин, а сейчас вообще уже мало кто помнит об их истоках и изначальной идее.

 В разряд особых праздников входил и день выборов (неважно кого и куда, так как голосовали всегда все-равно за одних и тех же и при этом дружно в едином порыве, как тогда рапортовалось), потому что в этот день тоже отовсюду звучала бравурная музыка и народ с детьми стягивался к выборным участкам, где могли по этому случаю "выбросить" какой-нибудь очень дефицитный продукт, поэтому не проголосовать было просто грех. Там же выступали различные народые коллективы и даже заезжие артисты!






Учась в пятом классе, мы с одноклассниками стали ответственными за организацию в школе Ленинской комнаты, сбор материалов для стендов. Эта комната была по совместительству и кабинетом истории и нашей классной комнатой, где мы реально проводили немало времени и после уроков. Нередко в школе организовывались сборы подписей в защиту какого-нибудь политического деятеля (типа Луиса Корвалана), в поддержку голодовки или еще чего-то нам не очень то и понятного, но процесс увлекал и куда-то потом эти длинные рулоны с подписями отсылались ведь! Даже на уроке английского мы изучали такие, например, песни, как "We Shall Overcome!", похоже, потому, что ее хоть как-то можно было "притянуть" к жанру революционных.
Был у нас и городской "Дом пионеров", где проводились всякие учебы активистов и еще какие-то мероприятия, почему то они не очень четко сохранились в моей памяти. Существовали и Всесоюзные пионерские лагеря, самыми известными, желанными и недостижимыми были два:"Артек" и "Орленок", находившиеся на Черном море, куда по рассказам отправляли на месяц и даже в учебном году, то есть особо отличившиеся там-же и учились. Из всех моих знакомых только две девочки побывали в "Орленке". У одной мама была учительницей в нашей школе, а папа народным художником, у другой папа работал в Обкоме партии и почему-то мне кажется, что это сыграло определенное влияние на возможности девочек оказаться в этом лагере.

Утром я всегда просыпалась под звонкие голоса, льющиеся из радио. Услышав "Здавствуйте, ребята! Слушайте "Пионерскую зорьку!" я точно знала, что пора вылезать из под одеяла. Непременный просмотр всей страной программы "Время" в девять вечера на Центральном  и, собственно единственном, телевизионном канале тоже играл свою немаловажную роль в воспитании правильных взглядов, привитии терминологии, знакомстве с успехами расцветавшей день ото дня страны и загниванием Запада, о котором была даже специальная передача "Международная панорама", показываемая попозже, чтобы не пугать детей и слабонервных. После нее особенно все совершенно искренне радовались тому, что родились в нашей великой стране. На эту тему были многократно написаны в разных классах сочинения и сомнений у меня уж точно не наблюдалось, я готовилась к вступлению в комсомол!



4 комментария:

  1. Танюша, спасибо за продолжение твоей статьи о жизни в СССР. Конечно ты права: "человеческая натура такова, что лучше хоть какая-нибудь стабильность, чем перемены, сопряженные с нестабильностью.", поэтому многие и хотят возврата СССР. Там все было понятно и за тебя решено. Правда, никто не спрашивал хочешь ты этого или нет. У нас в детстве ничего не было из того, что сейчас имеют дети, а детство было счастливее, хотя практически одинаковое у всех детей. :) Раньше и сейчас есть свои минусы и свои плюсы. Главное всегда и везде оставаться человеком.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень обидно, что на форуме обсуждение твоих воспоминаний опять приняло форму осуждения "совка" и всего что с ним связанно...Но, читая твои очерки тут,
    я пока не вижу ничего негативного с твоей стороны, разве что может иногда очень мягкая ирония. Может дальше и будут разоблачения, но пока все очень с теплотой написано...

    ОтветитьУдалить
  3. Танечка! Прочитала вторую часть воспоминаний. Времени прошло не так много. Все что пишешь- конечно же было и со мной. Причем все это воспринималось естественно, само собой и действительно с гордостью, что нам очень повезло родиться именно в этой стране. И демонстрации- действительно были праздничными. Особенно теплый первомай. Все нарядные, улыбающиеся семьями и с коллегами... В каждом семейном альбоме найдутся такие фото. Но в моей детской памяти есть четкое воспоминание, когда мама собирается на демонстрацию 7 ноября. На улице холодно, а сейчас мне почему-то кажется, что еще и темно... Мама с сожалением: "Как же не хочется идти". Я не могу вспомнить свой возраст в это время -сказала маме: "Не ходи". А она мне в ответ-"Нельзя". Немой вопрос почему- застыл у меня в глазах... Мне стало жалко маму... Потом, я сама ужасно не любила демонстрации, особенно -когда училась в институте. И нам необходимо было соблюсти определенное кол-во от каждой группы. Никто не хотел идти. Буквально кидали жребий, чтобы определить "жертвы"... Как же это странно казалось бы "со стороны"... Но мы -другого не знали... (Челина Ольга)

    ОтветитьУдалить
  4. Читая твои прекрасные посты, помимо прочего, не устаю и твоей красотой любоваться:) Чудесные фото:)
    Таня Глазунова

    ОтветитьУдалить