Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

понедельник, 7 июля 2014 г.

Глава 52. Различные вопросы из форума по американским школам.



Несмотря на то, что я немало уже писала про школы, вопросов о них меньше не становится. Да и что удивляться: ведь немаловажная причина иммиграции для многих - дать детям лучшее будущее. Ну и кроме того, в теме моей на форуме разговор возвращается к школам постоянно, поэтому я решила, что будет уместно все тамошние обсуждения обобщить и сделать главу, в которой люди, не отслеживающие форум, смогут получить ответы на какие-то свои вопросы. Итак, буквально неделю назад пришло мне письмо от одной из форумчанок, с которого начну, т.к. именно с вопроса, заданного ею, начинается путь любого школьника в США.


"У меня много вопросов про школы есть... Мы просто пришли в местную (пешком идти), а нас не взяли, потому что сын не говорит совсем по-английски, сказали, что нам надо в ESL школу идти... дали телефон центра, где, как я поняла, распределяют детей. Вот теперь не знаю, нам обязательно идти в ту, которую распределят, или можно как-то говорить, что хотим именно в такую-то (которая, например, ближе к нам или у которой рейтинг лучше)... читала, что в ESL школах дети не так быстро в английском продвигаются, поэтому и не могу понять пока, как лучше сделать для ребенка... "


Я написала в ответ:

Я бы хотела вас успокоить, что все дети, кто тут не родился или даже у кого родители иностранцы и просто говорят дома на другом языке, проходят тест на понимание английского. У нас Миша родился здесь, но все равно перед школой проходил. В городах, где есть ESL  (английский, как иностранный) программа, таких детей обязательно размещают в школу, где она есть, а если совсем нет или очень далеко, то прикрепляют специального учителя и это самый лучший путь адаптироваться и как раз продвинуться в английском. Это не значит, что ребенок будет отдельно от других детей, у него лишь специальный урок будет плюс постоянная возможность помощи, что может быть лучше? По результатам его переведут потом в обычный класс, а если нужно еще время (все дети разные), то подержат подольше, но это не влечет за собой никакого отставания! 


Оба наших старших в возрасте 11 и 15 лет прошли через год обучения в ESL, наши школы были по району, где мы жили, поэтому я не знаю можно ли выбирать, если в вашей районной программы ESL нет, но спросить ничего не мешает. Можно сослаться на близость и проблему с вождением, но мне думается, что вам как раз ближайшую и предложат, ну и не забывайте, что детей возят автобусы. Ну а если вспомнить, что ваш малыш еще только в начале пути и в 6 лет у него нет никакой надобности в особой спешке, то мысль   " не так быстро продвигаются в английском" я бы вообще не учитывала. И еще, я уверена, что вас никто "распределять" не будет, проведут, возможно, тестирование и расскажут про программу, запишут в ближайшую школу, где она есть. То есть идти с настроением, что надо за что-то бороться и что-то доказывать, не стоит. Для меня все это звучит, как ваши личные страхи, основанные на российском опыте, поверьте, все не так страшно, как вам рисуется. Все будет хорошо! Совсем скоро ваш сын будет вас корректировать в языке!


Получила ответ:

"Спасибо Вам большое! Мне действительно не хватает взгляда на ситуацию со стороны, от человека, который давно тут и с детьми. У мужа есть коллеги на работе, но все пока без детей, поэтому в вопросах именно школы подсказать и рассказать не могут.

Я много тем читала на форуме про школу: у многих приезжающих те же самые беспокойства и вопросы. Поэтому я вцелом шла в школу позитивно настроенная, что ребенка возьмут, пусть на год ниже, чем по возрасту надо. Причем что рядом школа с высоким рейтингом. Поэтому, когда нас отправили и не взяли, у меня был просто шок. Поискала в интернете ту школу, куда направили - она далеко, больше 50% детей черные (а это еще работает мое советское воспитание, и где-то в подкорке пока еще сидит, что так плохо), ну и рейтинг у нее всего лишь 3. Ну и тут конечно комплекс отличницы, советы родни через океан и все такое наружу полезло)))

Поэтому Ваше письмо очень позитивно подействовало. Спасибо! Пока настроилась на ESL школу, а как сын начнет нас в английском поправлять, можно будет в обычную школу пробовать перейти."

Подумав, я написала дополнение:

 Вы главное не стесняйтесь высказать при разговоре свое мнение и задать вопросы, подготовься к разговору, напишите себе, чтобы ничего не позабыть от волнения. Скажите, что слышали о том, что в обычной школе по адресу без ESL программы прикрепляют иногда специального помощника, что вы бы предпочли в ту, что по адресу, что жилье специально выбирали исходя из этого, нельзя ли как-то это учесть...Может, сами волонтирить сможете?

Потому что да, 50% черных детей это не очень хороший признак, хотя вы знаете, я интернационалист, но такова правда жизни. Еще лучше, постарайтесь съездить туда хотя бы посмотреть окрестность и сколько будет брать дорога (на автобусе всегда дольше), можно постараться и на это упирать.

Ну и в крайнем случае, если другого пути нет, узнайте точный механизм перехода в вашу школу, когда, как, при каких условиях...

Еще одна читательница дала совет:

"Хочу добавить про школы. Условия выбора или отсутствия ESL разнятся от штата к штату. Первая школа моего ребенка была в штате Коннектикут. Выбора не было. Надо было идти по месту жительства. В школе не было учителя ESL, но к моему ребенку приезжал учитель из другой школы. Т.к. школа была до 2х миль от дома, школьный автобус не предоставляли. И нам пришлось ходить по 15 мин в одну сторону (машины на то время не было). Далее- штат NY. Школу можно было выбрать, но опять же при наличии свободных мест. А в хороших школах их , как правило, нет. И даже, если вы по месту жительства относитесь к этой хорошей школе, вас могут не взять просто из-за отстутствия мест. В нашей школе в классах было по 34-35 человек. Вас поставят в лист ожидания. В школе, к которой мы относились по адресу, учителя ESL были, но данные учителя владели только арабским и испанскими языками. Нам предложили перевестись в другую школу, где есть учитель со знанием русского. Но мы отказались. Школа была в 5 мин и школьный автобус не требовался. Но часть детей приезжали на автобусах. Далее - штат Нью Джерси. Выбора школы нет конкретно в нашем городе. Идете по месту жительства. Школа, к которой мы относимся, совсем не ближайшая. Школьный автобус предоставляется. Хотя мой ребенок не занимается по программе ESL уже год, тут его опять тестировали. Причина- родной язык иностранный. 50% черных - это плохо. Татьяна правильно говорит, что надо идти и разговаривать. Если секретарь в офисе отказывается вам помочь, просите встретиться с директором."


Не так давно была еще одна ситуация, обсуждавшаяся на форуме после того, как ко мне обратились за советом. Мы с форумчанкой обсудили все в личной переписке и потом я попросила ее написать в моей ветке, чтобы было примером для других.


"Таня, я с удовольствием поделюсь историей , хотя не совсем уверена будет ли это интересно кому-то. Даже не знаю в каком ключе ее подать, сама еще не до конца разобралась...
Значит так,мой ребенок приехал в Штаты вместе со мой 2,5 года назад с нулевым английским. Здесь она пошла во второй класс, в его вторую половину, так как мы приехали зимой.
В начале четвертого класса (то есть в этом году) наша учительница спросила нас не будем ли мы против, если она номинирует нашего ребенка на программу Gifted and Talented Children. Мы с мужем были только "за". Весь год мы надеялись, что попадем в эту программу, ребенок несколько раз сдавал тесты, участвовал во всех конкурсах. Почему мы хотели попасть в эту программу, потому что ребенок действительно креативный, и эту креативность просто необходимо направить в какое-то организованное, профессионально управляемое русло. В последние месяцы дочка жаловалась, что ей скучно ходить в школу, потому что на уроках часто повторяют пройденное, а ей это уже не нужно, и ей неинтересно слушать о том, что она уже знает.
Я ее утешала тем, что в случае попадания в программу, учеба станет сложнее и интереснее, и она, в общем-то, ждала этого. Но на прошлой неделе мы получили письмо, что наш ребенок не прошел в программу; так же в письме приветствовалось желание прийти в школу и узнать почему так получилось и что нам делать дальше.
Я, конечно, расстроилась, но назначила встречу с нашим школьным counselor.В это время, как раз, я написала письмо Татьяне с просьбой о помощи советом. Таня выслала мне подробный список советов, я успокоилась; и сегодня мы были на встрече.
Оказалось, что мой ребенок завалил тест, связанный с пониманием сложных английских слов, что ожидаемо, поскольку у нее еще нет достаточного словарного запаса. В принципе, с таким результатом зачисления в программу G & T не следовало ожидать, но канцлер сказала нам, что все , кто знает моего ребенка были в шоке от подобного результата (умеют в Америке правильно разговаривать с расстроенными родителями)))), и что они все ее знают и знают ее возможости, поэтому она будет рекомендована на следующий год в программу, и значит, пойдет в соответствующий класс, но с условием , что к Рождеству ей прийдется пересдать все тесты.
Вот такая наша история, не знаю будет ли от нее польза кому-либо.Таня , может ты прокомментируешь случившееся со своей точки зрения, возможно у тебя, как у более опытного человека, есть какое-то видение этой ситуации, какого нет пока у меня.

 Кстати, Таня, сегодня наконец-то мой ребенок был посвящен в эту историю.Закончилось это рыданием на тему :" А я думала , что я - умная  Успокоение пришло опять с твоей стороны, чтобы отвлечь ребенка, я ей зачитала твой пост, где говорится о студии - продакшн и делании видео (у нас это любимая тема и видео мы тоже делаем), потом вместе посмотрели Мишин ролик, который нам очень понравился. Про проблемы забыли, и готовы снова в бой))))"

Тут имеет смысл мне привести этот самый пост, который был в ветке на форуме:

Я когда-то писала, что в школе, где учится сын, очень много различных направлений, по которым развиваются таланты детей и в том числе есть класс видеопродакшен, куда на конкурсной основе отбираются ученики из 5 класса и, начиная с 6 до 8-го включительно все выбранные раз в неделю имеют этот класс, независимо от возраста, т.е. занимаются все вместе. Готовят видео-выпуски школьных новостей и репортажи о разных событиях, обучаются не только терминологии, но и практике от съемок,  озвучанию, составлению текстов, редактированию, установке света, использованию эффектов и всем остальным премудростям. В этом году домашним заданием было разбиться на группы и снять небольшой сюжет в любом жанре. Миша объединился со своим закадычным другом Джоном (исполнителем главной роли по совместительству), с которым они, собственно, только в этом классе и пересекаются, ну и на ланче всегда и при ожидании машины или автобуса из школы вместе. В один из выходных они собрались у нас и делали съемку до полуночи, а потом занимались обработкой отснятого и вот сегодня Миша предложил нам посмотреть результат их труда. Мы совершенно не знали, что ожидать, но нам было сказано, что выбранный жанр - фильм ужасов, чему я совершенно не была рада и не ожидала ничего вразумительно-увлекательного. Результат, однако, превзошел наши с мужем ожидания, мы были приятно удивлены, смотрели в напряжении, хотя дело происходит в нашем собственном доме, даже вскрикнули пару раз,а в конце, поняв задумку и связь названия с финалом, даже апплодировали и долго смеялись и восхищались. Поэтому решила поделиться и даже дать вам задачу разгадать эту самую связь названия с финальной сценой. Кто первый объяснит, получит от меня приз по почте! https://www.youtube.com/watch?v=R9kGVoVsbIo


Ну а возвращаясь к истории выше, мне не хотелось ее самой перессказывать, т.к. родителю виднее, как преподнести свою ситуацию, но прокомментировать могу, т.к. мы с Леной все уже обсудили, да и ранее я немного этот вопрос задевала. Нам, как родителялям, очень непросто бывает, ведь, с одной стороны, мы знаем своего ребенка, как никто, и всю его поднаготную, истоки проблем и достижений, ситуацию, стремления... с другой: все, да не все! Вспомните себя: я точно помню, что с некоторых сторон родители меня не знали, многих деталей не понимали, во многих ситуациях не видели и вела я себя с ними иначе, чем в школе, это нормально. Приезжая в новую страну, мы сами под стрессом и решаем свои многочисленные проблемы по ходу, поэтому многое вообще можно упустить, не понять, не заметить, просто не успеть разобраться, поэтому никогда не надо спешить с выводами, реакциями, расстройствами, обвинениями, подозрениями, хотя это все человеческая суть и трудно иногда удержаться, но надо стараться выслушать мнение второй и третьей стороны, спросить совета незаинтересованного лица, более опытного ( как и сделала Лена), ну и даже если нет возможности, просто самостоятельно попытаться разобраться спокойно. Тут родительское участие в жизни школы огромное, и я в первых главах писала о вовлеченности родителей в принятие многих решений по школе и даже по городу в системе образования, поэтому ваше желание пообщаться, задать вопросы и даже лучше до, чем после (по любой ситуации, не обязательно по поводу программы для одаренных детей) будет только приветствоваться. Мой совет в том, чтобы спокойно продумать и сформулировать вопросы, перепроверить грамотность их (мы все комплексуем по поводу языка и в стрессовой ситуации особенно неуверены и забывчивы), заручиться поддержкой желательно аборигена хотя бы для составления вопросов, а еще лучше для присутствия с вами при разговоре (как это также сделала Лена, воспользовавшись помощью мужа), назначить встречу и постараться терпеливо, без вызова и готовности к конфликту, выяснить что и почему произошло и каковы пути преодоления проблемы, кризиса, действия на будущее, перспективы, с кем контактировать, как отслеживать... (ситуации могут разные быть, я не обязательно про данную). Главное знать, что никто против вас лично или вашего ребенка ничего не имеет, что на все есть причина, что все можно как-то разрешить и всегда есть выход.

 Все знают про то, как развита в Америке судебная система и как никто не стесняется ею пользоваться. В этом и плюсы и минусы. В данном контексте никакой учитель себе не враг и, понимая что родитель имеет огромные права, не будет ничего делать, чтобы вызвать возможное разбирательство. В профессии тут изначально по призванию, а уж те, кто остается, просто не хотят ничем другим заниматься, это их жизнь и тех, кто не вписывается, не справляется, нарушает и т.п. очень быстро обнаруживают и не задерживают. То, что система и отношения и правила отличаются - так и должно быть, надо просто их понять и разобраться. Ну и ребенку своему дать кредит, время, а иногда и смириться, что не все могут выдерживать дополнительные нагрузки. Я писала Лене, что когда-то сама очень переживала за Мишу, хотя всегда настраивала его на то, что "лучше быть лучшим среди обычных детей, чем середнячком среди одаренных" и мы готовы были к тому, что конкурс в свою школу он не пройдет, хотя по тестам в программу для gifted все равно проходил.

 Школы разные, программы тоже, надо тоже заранее ознакомиться с теми, которые есть в вашей местности. То, что у Миши много классов для развития творческих способностей это еще дополнительно к академически более сложной программе для одаренных, поэтому для Лениной дочки классы будут другими,с более сложной учебной программой да, но для творческой активности нужна отдельная другая школа, про ее наличие надо узнавать. Если ее нет, то узнавать какие еще пути. Варианты: участие в оркестре, в драма-клубе, в dance-team, speech team, спортивной команде, шахматном клубе, academic challenge team. То есть класс видеопродакшен есть далеко не во всех школах, даже для одаренных, тут с учителем повезло, которая проявила инициативу и убедила в нужности и полезности, да тут и такое возможно! Но может быть хотя бы группа людей, которые готовят школьные новости, так надо узнать как туда попадают и как занимаются, чему учатся в процессе. Всегда советую читать все многочисленные электронные и бумажные письма из школы, чтобы быть в курсе и не пропустить какую-то возникшую возможность и дать знать учителю И директору!!!, ваши цели, желания, намерения, заинтересованность.
 Волонтерство в школе - еще один вариант быть в курсе, как и участие в работе "родительского комитета". Ну а главное: ваш стресс, беспокойство, нервозность - передаются ребенку, никогда не обсуждайте свои сомнения, подозрения и т.п. рядом с детьми, они должны в любом случае относиться уважительно к учителю, даже если он вам совсем не нравится. Я знаю случаи, когда детей переводили в другой класс из-за неудовлетворенности учителем. Недавно по настоянию родителей одного ребенка был по сути "уйден" тренер нашей спортивной команды, отработавший 12 лет (не заладились отношения, родители считали, что лучше знают процесс тренировок). Еще, как я написала Лене, которая очень умно поступила, поэтому и результат отличный, помните, что не получилось в этом году, сориентируетесь в дальнейшем, возможности еще будут и главное, поддерживать в ребенке интерес к школе и вцелом к образованию, развивать своими силами, показывать важность и перспективы  этого...

В ответ был комментарий:

"Таня, очень хороший и правильный пост ты написала! Полезный для свежеприбывших родителей.
Хочу добавить пару слов о моих впечатлениях от американской школы.
Я была довольна нашей школой с самого начала. Хотя школу мы не выбирали. Куда приехали жить, тут же в школу рядом и пошли.
Когда потом, прочитав темы про школьные рейтинги, я посмотрела рейтинг нашей школы, была удивлена - он совсем невысокий. Атмосфера в школе поразила с первой минуты своей доброжелательностью и особенным отношением к ребеку - не таким, как мы привыкли.Помню большое впечатление произвели на меня плакаты на стенах, призывающие к развитию индивидуальности, что то типа : "Помни, что ты уникальный и особенный"!
С учителями нам все эти годы везло: мой ребенок обожал каждую учительницу в каждом новом году. Я сама была в восторге, улыбающиеся веселые, в нашем случае еще красивые и молодые, довольно близко подпускающие детей к своей личной жизни, что было совсем не принято у нас. Например, одна учительница хорошо играла в баскетбол и могла в свободную минуту показать как она владеет мячиком (прямо в классее, не в спортзале или спортивных занятиях), другая рассказывала детям о своей любимой сестре; также дети были в курсе жизни ее собачки, или дети знали, что любимый напиток учителя - это кофе и она иногда пьет его больше, чем нужно.
При этом , между родителями и учителями всегда чувствуется дистанция, не допускающая панибратства или слишком душевных разговоров. Т.е. дети подпускаются к учителю гораздо ближе , чем родители - и это мне кажется очень правильным, хотя опять же, повторюсь, в нашей школе в бывшей стране, все было наоборот.
И вот еще, хочу добавить по поводу нашей историии с программой, описаной выше. Я упустила в рассказе важный фактор, который Татьяна подметила.Когда я получила письмо от школы, я расстроилась, но заодно и подумала,а может моего ребенка обидели, может, с ней поступили несправедливо? Как у меня возникли такие мысли,когда я видела каждый день только хорошее отношение к моему ребенку?
Нашелся добрый человек из "наших", который сказал,"да , тут все так же , как у нас. Ребенка дискриминируют; в первую очередь своих берут, а потом тех кто остался". Сейчас мне очень стыдно, что я смогла хоть на минуту поверить в такую чушь, в доброжелательное нашептывание, хотя я сама 2.5 года видела все своими глазами. Поэтому и написала Тане для поддержания своей веры в американскую систему обучения и не ошиблась
И Таня абсолютно права, вся система здесь идет навстречу ребенку, было бы только желание и стремление.
Насчет того, где лучше быть среди сильных, но отставать или обычных, но в первых рядах. Моя дочка сказала, что она хочет попробовать быть в сильных рядах, чтобы попробовать и узнать что это такое. Пообещала мне что не будет расстраиваться если не потянет, а просто через год вернется в обычный класс. Посмотрим!
Насчет развития творческих способностей у детей в нашем дистрикте: в мидл скул,существуют музыкальные классы, тот же оркестр, драмкружок     (мы еще не изучили все до конца). В арт-скул (рисование , лепка, моделирование) при городком творческом центре дочка ходит уже два года. Недавно всех детей из елементари возили в хай скул на экскурсию, где им рассказывали, какие творческие направления существуют в старших классах и уже проводили опрос, что именно предпочли бы дети. Моя , например, написала, что ее интересует арт-направление.
Таня, еще раз спасибо, моральная поддержка всегда бесценна."

Другая форумчанка написала:
"спасибо большое за ваши рассказы. Очень познавательно и супер необходимая информация!Иногда бывают ситуации, когда не у кого спросить то толком, да и не знаешь, что спросить. По прибытию сразу охватить все невозможно.
 А можно спросить? Вот меня тоже интересует класс для талантливых детей. Мы уже 2 года как Америке. Сын пойдет в 4 класс. Английский наверстал до необходимого уровня. А как вы готовились к тестам? Какие нибудь специальные книги нужны? И что эти тесты из себя представляют?"

Я ответила:

Вернулась из школы, где опять подзарядилась тамошней чудесной атмосферой, так хотелось задержаться, побродить по коридорам, которые всюду увешаны работами студентов. Очень понравилась чья-то идея сделать appreciation wall, где дети пишут за что они благодарны и что особо ценят, трогает, что студентам, у кого день Рождения одноклассники украшают локеры (ящики для хранения личных вещей), да много чего интересного!

Ирине в посте сверху: вот наш форум и есть то место, где можно спросить, пишите мне, чем могу - помогу, если не знаю сама, может, кто-то что-то порекомендует. Далее, никаких специальных тестов и поготовок к ним не нужно, в расчет берутся результаты стандартного теста, который все студенты обязательно пишут в конце года. В нашей школе, например, вся следующая неделя будет тестирование. Даже пишут учителя: не надо, чтобы дети сидели и что-то зубрили, они уже должны быть готовы, если занимались в течение года по программе, как положено. То есть эти тесты призваны проверить насколько студенты усвоили пройденное. Родителям в начале следующего года будут присланы результаты с подробным разъяснением что к чему. Как раз по результатам теста за 3-й класс у нас решалось попадает ли ребенок в программы для одаренных, рекомендации учителей тоже много значат. Вам стоить поговорить со своим либо учителем, либо директором или специальным counselor в школе. Еще советую вам прочитать главы 5, 6 и 7 в моем блоге на темы школы

I dreamed of USA

Одна из читательниц, заглянув в тему, сокрушалась, что все интересно, но ее дети, к сожалению, выросли и так быстро все пролетело. На это я не могла не ответить своими размышлениями:


 Я вас так понимаю в плане быстротечности многих моментов и даже проблем. Не далее как в воскресенье в праздник мам, решила пересмотреть несколько наших видео-фильмов, сделанных мужем еще на первую простую камеру, когда Мишка был малышом и мы такие молодые. Вот хоть я и обижаюсь на супруга иногда, что он в поездках как бы и не с нами, а с камерой, но как-же это здорово! Просто окунулись в то время, не могли оторваться и Миша кучу вопросов задал и комментариев сделал по ходу, а я и насмеялась и наплакалась. Молодые родители, не ленитесь, запечатлевайте эти драгоценные моменты! У меня уже даже идея видеофильма к Мишиному 16-летию созрела с использованием кадров разных лет.

А еще не откладывайте поездки, вылазки куда-то вместе, даже если бюджет совсем не позволяет: масса есть очень дешовых или и вовсе бесплатных вариантов, но не менее интересных и ценных своими воспоминаниями потом, общением в течение поездки, чем-то новым узнанным. Рекомендую, кто не читал, главу про путешествия в моем блоге опять же.

Возвращаясь к школе, когда-то в начале этой темы, когда я впервые написала про отношения учителей и детей, вовлеченности родителей, атмосфере и т.п. меня упрекнули в несправедливом отношении, предвзятости, розовых очках, некорректном сравнении, т.к. я сравниваю американскую современность с российской 15 лет назад и т.д. Слова многих форумчан, кто приехал недавно ( что даже видно из комментариев выше), показывают, что не я одна так воспринимаю, однако. Хотя опять же в моем детстве мне везло на учителей и школа у нас была самая лучшая в городе и много чего хорошего помнится по сей день, а вот муж ненавидит до сих пор и даже сны иногда про школу очень стрессовые ему снятся, у нас очень разные воспоминания.Так и тут, наверняка есть другие примеры.

 Кстати, у нас, как я говорила, даже дружба семейная сложилась в Мишиной первой учительницей в этой школе. Учила она его в 4 классе, а сейчас седьмой заканчивается, но мы до сих пор встречаемся семьями то у них, то у нас, и еще пара родителей тоже. Не далее, как сегодня, она, увидев меня в школе, при всех своих учениках подошла и обняла меня, поцеловала в щеку, сделала комплимент... С несколькими учителями я в друзьях на фаэйсбуке по их запросу.

На первом турнире speech team, где провели весь день, со многими родителями познакомились, общались в ожидании, была одна пара с нами за столом в кафетерии: он американец, она из Индии родом, а девочка - восьмиклассница, потрясающе красивая и удивительная смесь, а потом оказалось, что она ими удочеренная из Индии. Так вот мама как раз восхищалась нашей директрисой, которая руководит командой и рассказала, как она принесла дочке домой вечером что-то очень важное из школы, потому что девочка по болезни пропустила, а директор живет рядом и знала, что у девочки будет из-за этого ниже оценка, решила по своей инициативе вот так помочь. Ну а про собачек, мужей, детей, увлечения и т.п. это точно - дети абсолютно в курсе! У нас сейчас одна молодая учительница со дня на день должна родить, я вчера ее увидела и даже заволновалась. Спросила как самочувствие, она сказала, что поверить не может, что за один учебный год можно выносить ребенка и что студенты все очень excited и разговаривают с бэби и очень ждут. Ну не прелесть ли? А в прошлом году ей перед свадьбой устраивали в школе bridal shower во время ланча.

Форумчанка, задававшая вопрос про тестирование, написала:

"Спасибо, Татьяна, все понятно с тестами. Будем ждать результатов. Вот Татьяна сказала, что ее обвиняют в предвзятости и розовых очках по отношению к американской школьной системе. Просто, видимо не у всех есть положительный опыт с местными школами. И я точно знаю, что не все американские школы такие замечательные.Не буду засорять вашу тему негативом. Поверьте, и такие тут бывают . Что и является главной причиной нашего переезда из Бруклина в Нью Джерси. А ваша история, Татьяна помогает верить , что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!"

Вторая участница обсуждения (мама девочки) добавила: 

"Татьяна вам ответила про тесты, а я напишу про уровень английского. Вы пишите:"
Английский наверстал до необходимого уровня".
Как показала наша практика (из описанного выше) необходимый уровень английского для ежедневного использования и прохождения в усложненные программы - разные вещи. Я тоже не сомневалась, что у моего ребенка хороший уровень английского (мы тоже , как и вы два года тут, даже два с половиной + мой муж - носитель языка), а тесты показали, что для усложненных программ нам еще расти и расти. Решили добирать словарный запас чтением классики и занятиями на специализированных сайтах."

Обеим мамам я посоветовала:

Обязательно подружитесь со школьным библиотекарем! У Миши она одна из любимых в школе людей, он всегда делает для нее открытки на Рождество и в неделю благодарности учителям, которая сейчас проходит, хотя она не считается учителем, но огромную пользу приносит и Миша говорит, что всегда подбирает что-то для него, советует. В городских библиотеках много всяких летних и каникулярных активностей есть по возрастам, можно через из вебсайты узнавать когда что.

Другая читательница подключилась:

"Вы главное не расстраивайтесь. И дочка пускай не расстраивается.
Немножко обидно, не сомневаюсь. Но это всего лишь такой маааааленький этап, небольшая неприятность, английский (сложные слова и т.п.) подтянет, пойдет в усложненные программы, и вспомнит этот временный отказ позже с улыбкой."


Мама ответила:
"я, наверное, неправильно выразилась, но в программу нас взяли, только с условием пересдачи тестов зимой. Просто мы были лучшего мнения о своем английском, чем он есть на самом деле. Наш случай , как раз пример того, как идут навстречу старающимся детям в американской школе "

 Другая мама в ответ:

"вполне возможно, что и мой сын пока не потянет усложненную программу из-за английского. Наша классная сказала, что fluent он будет не раньше, чем через 5 лет. Но не может же ребенок, который хочет и может и имеет способности и желание к учебе, сидеть и ждать 5 лет. Поэтому мы и надеемся, что нам тоже повезет, как вам, Татьяне и многоим другим со школой, учителем. И моему ребенку тоже дадут шанс проявить себя. А вашей дочери,  желаю успехов. И не сомневаюсь, что все сложится отлично.
А вот по поводу чтения. Я глубоко убеждена в его необходимости. Но сын мой не большой любитель читать. Любит, когда я читаю ему. А сам читает только необходимый минимум. Как привить любовь к книгам, девочки, может знаете секрет? Может не те книги читает? Мы с мужем любим читать и объясняли ни раз, почему это хорошо и как это здорово. Но не получилось, видимо.  А какими интернет ресурсами вы пользуетесь для пополнеия словарного запаса?"

Я не могла не прокомментировать:

Дело не в том, что надо ждать пять лет, потому что учительница сказала, что через пять лет сын будет говорить свободно, а в том, какие результаты будут показывать его тесты. Если он имеет способности и желание заниматься, то усвоит настоящую программу отлично, это отразится на результатах тестов и вам пришлют приглашение в программу для gifted children, тут не нужно ничье благоволение, разрешение и т.п.: есть результат - есть приглашение, а вам уже решать принимать его или нет, т.к. часто это может быть сопряжено с тем, что ребенка надо будет возить или его путь на автобусе будет существенно длинее и нагрузка выше и вы сами посчитате это неподходящим. У нас в окружении есть примеры, когда ребенок проходил в программу, но родители не могли изменить свое расписание, чтобы сработало, и отказались. В более старшей школе, опять же на основе ежегодных тестов, будет осуществлен placement либо в обычные классы, либо в advanced. То есть ВСЕ зависит ЛИШЬ от результатов, которые показывает ваш ребенок, причем оценки ставятся не потому понравился он учителю или нет, а по совокупности выполненных в срок заданий, ответов в тестах ( multiple choice), активности в классе. Поэтому на везение я бы не стала рассчитывать. Даже в самой невысоко рейтинговой школе та же система, ребенок выделяется способностями - это будет замечено. Ни нам , ни дочке Лены не повезло, а просто сработала система. Мне видится в вашем сообщении мысль, что вашему ребенку НЕ дают проявить себя, а в чем это выражается?
Без любви и привычки к чтению очень трудно добывать информацию, готовить отличающиеся от других репорты, писать эссе, перессказывать материал, дополнять словарный запас, развивать речь и письменные навыки, то есть, может, в этом основная проблема? Может, стоить попросить учителя, библиотекаря поработать над этим в кооперации с вами, походить летом в городскую библиотеку и на их мероприятия и для выбора книжек и совместного обсуждения, чтобы убедиться, что они прочитаны. В школах, кстати, каждый год на лето выдается reading list и потом по прочитанному будет тест, это надо отследить. Мой ребенок в обычной районной школе с 0 по 3 класс был лидером по школе в accelerated reader program, которая есть во ВСЕХ школах в младших классах, всегда много писал сам без принуждения (дневник в поездках, рассказы для друзей, поздравления...), рисовал с момента, как мог держать в руках карандаш и был замечен в младшей группе садика, поэтому мне опять же не видится, что нам просто повезло. С младенчества мы возили его везде с собой и всегда обсуждали все увиденное, поясняли, отвечали на вопросы, давали дополнительную информацию... так что успех не приходит ниоткуда по везению, это большая работа всей семьи. Например по вопросу, как привить любовь к чтению: можно рассказать для затравки какую-то историю из книги, а потом сказать, что забыла что там дальше, давай возьмем в библиотеке и почитаем. Завести традицию, задавать вопросы по ходу чтения книги сыном, чтобы убеждаться, что он понимает то, что читает (это потом для теста пригодится, так как там как раз выясняется понимание, не только просто беглость чтения). Мы с мужем рассказывали какие наши книжки были любимые, всегда спрашивали, что сейчас популярно и что обсуждают одноклассники... При очень занятом расписании, Миша и в школьном автобусе и по пути на и с тренировки, и в поездках всегда читает, берет с собой по несколько книг, активный пользователь и городской и школьной библиотек. Дома мы немного детских книг имеем, так как они очень дорогие и быстро выходят из его возраста, интересов, но есть несколько серий, которые он перечитывает, поэтому купили. Можно еще посмотрев какой-то фильм, предложить книгу прочитать. Одно время по разным вопросам устройства мира, природным явлениям было много вопросов и покупали книги на эти темы, чтобы отвечать на вопросы. Поэтому, мне кажется, вам надо разработать программу действий для своей семьи, чтобы развить все способности сынишки и они не останутся незамеченными.

Поступил еще вопрос:

"Танюш, а можно немножко подробнее про неделю благодарности учителям? Мой сын сегодня и завтра не в школе, но к пятнице может и я что-то приятное для них смогу сделать? Очень уж они мне нравятся и не хочется пропустить возможность их поблагодарить!"


Обычно в школе создается комитет из родителей, кто готовит что-то каждый день и рассылает электронные письма для всех, кто хочет присоединиться. У нас детей просят написать открытки или сделать самим, родители формируют и потом разыгрывают gift baskets из вещей, пожертвованных родителями (при входе ставят большую коробку для сбора) и gifts cards. Вчера разносили маленькие подарочки для всех, включавшие антибактериальные мыла и лосьоны для пользования в классе и конфеты, позавчера в учительской устраивали завтрак, сегодня день под названием "Death by chocolate" когда в учительской сервируются десерты, завтра будет ланч, послезавтра по индивидуальным заказм утром будут доставляться свежеприготовленные волонтерами smoothies. Но просто написать открытку, приложить рисунок ребенка и цветы или наборчик из чая, конфет или чего-то на свой вкус - будет очень мило и приятно, если информация об организованном чем-то не дошла.

От мамы мальчика пришел ответ:

"Спасибо, Татьяна за советы. Будем работать. Знаю, что без этого никуда. По поводу списка книг на лето, то выдавали нам список рекомендуемой литературы. Сын читал, старался. А осенью в школе даже никто и не спросил и не посмотрел, кто и что читал . Я ни в коем случае не хочу обвинить в школу в том, что они не видят Моего ребенка. Это такая практика ко всем. У нас за 2 года не было ни одного концерта, ни одного спектакля, ни конкурса ни на лучший рисунок, эссе. Нет спротивных соревнований (спорт зала тоже нет). Нет дополнительных секций, нет оркестра. Просто школа.

И еще вопросик, если можно, что вы обычно даете Мише на ланч с собой в школу? Я даю сендвич с Nutella или арахисовым маслом, фрукты, сок, батончики. Как то хочется обогатить меню ."

Мой ответ:

Рада, что вы не обиделись, а реагируете адекватно. Мне очень странно слышать, что бывают такие школы, потому как из всех личных друзей, родственников и знакомых, форумчан здесь пишущих, я никогда не сталкивалась с примером, подобным вашему. В таком случае я бы точно сменила место жительства, остановить могла бы только привязанность к работадателю при нахождении в стране по рабочей визе. Вообще, как то совпало, что в последние несколько дней массу негативных впечатлений от людей, побывавших в Нью-Йорке слышу, все с огромным удовольствием и удовлетворением возвращаются к себе. Поскольку ваш парень еще мал, то у вас есть время, чтобы дать ему возможность поучиться в более перспективных, интересных и многообразных школах.

По поводу еды на ланч: в нашей школе есть один недостаток- там нет столовой, где готовят еду или разогревают, еду в школу привозят из соседней high school, разнообразие невелико и большинство детей приносит еду с собой и у многих учителей стоят в классах микроволновки и можно разогревать или делать из полуфабриката. Миша сейчас кушает, как молодой бычок и даю ему плотный завтрак, а в ланч-box кладу будерброд с темным хлебом, 2 мя слоями ветчины (chicken or turkey), куском сыра, листом салата, а смазываю хлеб cream-cheese, яблоко, 2 protein snack-bars, mini-babel cheese, пакетик fruit snack, напиток. Иногда варьирую грушу, мандарин, виноград, клубнику, морковку, крекеры и еще почти всегда apple-sauce, которые сейчас стали делать в очень удобных упаковках типа тюбиков, еще пуддинги, bagelfuls, cheese-sticks для разнообразия иногда добавляю. Но есть школы, где ланч очень приличный школьный, а есть и такие, где повар готовит, им позавидуешь.


"Таня,спасибо за то,что делитесь с нами жизнью вашей семьи! Очень позитивные и интересные посты!Читаю с удовольствием и всё время хочется ещё новостей)))
Скажите,во всех школах такая бурная жизнь-спектакли,выставки,соревнования или это только в вашей школе так? Как удаётся поддерживать интерес и стремление детей к учёбе-внушения родителей или интересный учебный процесс, какие-то поощрения?"


Вы не представляете как во-время написали мне этот комментарий! Сделав предыдущий пост, съездив на разбор декораций, легла спать и долго не могла заснуть, думая о том насколько уместно то, что написала. Для меня то, что я пишу о своей семье, не есть желание продемонстрировать публично успехи и достижения, попросту похвастаться, а просто описание будней обычной семьи, которая уже проделала тот путь, о котором думают или в начале которого находятся многие из тех, кто приходит на этот форум. Большинство приходит за ответами на конкретные вопросы, за информацией, нужной на первых этапах... Мне думается, что ее источников уже достаточно, а вот узнать именно о буднях и мелочах тоже должно быть интересно и через пример конкретной семьи без абстрактных:" да все получится, все классно..." это сделать проще. Ведь жизнь и складывается из таких вот дней и событий, которые я периодически для вас описываю, и надеюсь, что эти описания помогают вам лучше понять Америку вцелом, атмосферу в обществе, основы и традиции местной действительности. В том-то и дело, что то, о чем я пишу, не есть какие-то особые исключительные условия для особо удачливой, легко идущей по жизни семьи. Это то, что доступно каждому при наличиии подготовленности и определенных знаний, которые как раз и можно почерпнуть из моих в том числе рассказов. Мне радостно видеть, что именно так вы это и воспринимаете и надеюсь, что Вы такая не одна! А еще моя мысль в том, что не обязательно жить в городе-миллионнике, чтобы иметь насыщенную и разнообразную жизнь.

Да, школа, где учится мой сын, в своем роде особая, но она публичная и туда путь открыт для каждого ребенка, имеющего "талант" в какой-то области. Поэтому в ней, конечно, немного больше мероприятий, чтобы продемонстрировать успехи всех детей родителям и для коммьюнити. Однако и в самых обычных публичных школах ежегодной традицией являются и полугодовые отчетные концерты (хор, скрипичный и духовой оркестры) и школьные постановки, различные спортивные соревнования, участие в выставках, академических соревнованиях, field-trips, экскурсии и т.п. Помните несколько глав в блоге на эти темы? (I dreamed of USA главы 5,6,7) Интерес поддерживается именно всеобщим участием, когда как-то не хочется оставаться в стороне, пропускать важное и реально интересное! Взаимодействие родителей со школой очень тесное: родительские организации участвуют во всем очень неформально. Постоянный контакт с учителями через интернет. Для примера вот такое письмо вчера получили все родители детей, участвовавших в спектакле, от директора шоу, которая в обычное время преподает в школе драму. Спектакль назывался "HONK!" поэтому она обращается к нам как к "HONK parents":

"Dear Honk parents/ guardians,
I want to thank all of you for allowing me to work with your child(ren). I hope they learned a lot and enjoyed the experience! There were MANY hands that lifted this show to its feet. Thank you for taking the time out of your busy schedules to lend a hand. It takes a village. Kim Lyon, thank you for helping to move mountains this week. You took on the task of three co-producers because you knew it needed to be done. I appreciate that more than you know. Our costumes and set were stunning and it took many, many volunteer hours to build, sew, and paint it all. Thank you for stepping up to the plate!
Rest well.
--Miss Lab/Bert

"To the world, you may be one person, but to one person, you may be the world." ~Josephine Billings


Перевод:

"Дорогие родители и опекуны (подразумевается, что не все дети могут жить с родителями)! Я хочу поблагодарить вас за то, что позволили мне работать с вашим ребенком (детьми). Я надеюсь, что они научились многому и получили удовольствие от такого опыта. Потребовалось много рук, чтобы поставить шоу на ноги. Спасибо, что нашли время в своем насыщенном расписании, чтобы протянуть руку помощи. It takes a village - устойчивое выражение, подразумевающее, что один не может осуществить такое. Ким Лайон (родительница продюссер-волонтер), спасибо за то, что помогли свернуть горы на этой неделе. Вы работали за троих, зная что дело должно быть сделано. Я ценю это больше, чем вы догадываетесь. Костюмы и декорации были потрясающие и это взяло много-много часов работы волонтеров. Спасибо за всю помощь! (используется еще одно устойчивое выражение). Отдыхайте хорошо!"
И ее любимый девиз, который она пишет внизу каждого своего сообщения: "Для мира ты можешь быть одной личностью, но для одной личности ты можешь быть миром!"

Ну а по поводу поощрений ничего нового не придумано: выражение благодарности, восхищения, признания, грамоты, медали, парти с угощениями... то, что я неоднократно описывала ранее. Учиться большинству в нашей школе просто интересно, учителя замечательные и статус школы ценится высоко, дети нацелены не подводить. Ну и все эти выступления для тех, кто успевает в учебе. Вчера Миша сходил на парти, где показали слайд-шоу из фото , сделанных родителями в разные моменты подготовки и самого шоу, где был ди-джей и возможность обменяться впечатлениями, потусоваться, так сказать. В субботу в 10 вечера совместными силами родителй были вывезены все декорации и костюмы, театр приведен в тот вид, в котором был неделю назад и это все тоже было очень интересно наблюдать, так как не было никаких жестких указаний что и кому делать, просто "навалились" все и сделали, в 12 мы уже были дома с чувством выполненного долга и удовлетворения.
Фото после спектакля с исполнителями главных ролей:
и я показываю на Мишин портрет в ряду фото исполнителей ролей, выставленных в фойе:

и в опустевшем зале на фоне "моих" декораций, которые вечером были нещадно разодраны на части
Ну а вечером у нас были гости: учительница, которая учила Мишу в 4 классе и с семьей которой мы очень подружились. За столом дети участвовали вместе с нами в обсуждении самых разных проблем от школьных до мировых!

Ещещ одна форумчанка написала:

"Когда читаю о вашей семье, постоянно преследует ощущение, что вы именно ассимилировались, похоже, что ваша семья прямо поглощена так называемой "американской" жизнью. Эти обычаи ходить/приглашать на ужин. У нас обычно либо с соседкой до поздна, либо застолье до утра ))) Если мои ощущения похожи на правду, то этим сообщением хочу выразить согласие с вашим отношением к месту, в котором вы живете. Мое личное мнение заключается в том, что раз мы туда "понаехали", нужно слиться с обществом, быть своим для общества, в ином случае ты всегда будешь чувствовать себя чужим в этом самом обществе. Спасибо )))

Вопрос в тему последнего сообщения. Каким образом помогают занятые родители в части развития школы и участия в разных мероприятиях? Всегда представляю себя, но я одна с ребенком, всегда работаю. На сегодняшний день я не имею возможности как-либо помогать, да и не нуждается в этом наша школа. Но будь я в Америке, это бы уже не было понято?"


Да, ваши ощущения совершенно верные, мы так считаем и стараемся следовать своим убеждениям и получаем от этого удовольствие. Но я никак не хотела создать ощущение того, что вы ОБЯЗАНЫ активно участвовать в жизни школы и постоянно там быть. Просто если хотите, то для этого есть все возможности и работающие механизмы. Это тот случай, когда можно не с другой мамой шептаться и возмущаться ситуацией в классе, в школе, конкретным сотрудником школы, а когда есть куда обратиться и при желании, способностях или единовременном позыве, попытаться изменить то, чем недоволен и это будет только приветствоваться. На то, чтобы понять как все это работает, конечно, нужно время, я бы поначалу присмотрелась, читала бы внимательно все сообщения из школы и попробовала бы последовать одному из приглашений, наиболее близкому мне: помочь оформить работы детей в рамки для выставки, принести воду или выпечку на парти, подежурить в гримерной во время спектакля, сделать видео праздника и выложить для всех, сходить на собрание по планированию школьного праздника и подписаться на какую-то несложную для меня задачу, за которую буду отвечать... масса есть единоразовых небольших, но очень влияющих на общую картину, дел, которые любой может сделать! Ну в самом сложном случае - сдавать денежки или "товар"( крекеры, фрукты, напитки...) по надобности. Много чего можно делать из дома: делать рассылки электронной почты, вырезать box tops, которые все школы собирают, т.к. это дает школе деньги от производителей определенных продуктов, которые все покупают по любому (специальный значок печатается на упаковках продуктов и важно их не выбросить, а оставить для своей школы и потом волонтеры их собирают (дети приносят в школу) и обрабатывают). Еще раз хочу подчеркнуть, что давить на вас никто не будет, особенно с пониманием относятся к родителям иностранцам как раз. Но вам самой это хороший путь приобрести знакомства, практиковаться в языке, вникнуть в суть, показать ребенку, что вам не все-равно и вы, как и другие родители. Всему свое время, конечно. А такие вещи нужно делать тогда, когда чувствуешь себя комфортно.

Про школу будет еще пост, пока закончу, чтобы не утомлять:).

Комментариев нет:

Отправить комментарий