Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

воскресенье, 20 июля 2014 г.

Глава 53. Что необходимо учитывать, собираясь в эмиграцию.

Когда-то в самом начале своей темы на форуме "Говорим про US" я написала некоторые свои мысли по этому вопросу, обозначенному в заглавии данной главы, обещала продолжить, да так и не собралась. Но вот  на форуме появилась новая тема, в которой человек, изучавший вопрос профессионально и работающий в области оказания помощи новым иммигрантам, написал то, что является объектом изучения специальной науки и описано в учебниках. Я спросила разрешения использовать эти материалы для моих читателей и с удовольствием представляю их вашему вниманию, считая очень ценными и необходимыми для всех, кто даже просто подумывает о таком изменении своей жизни, не говоря уже о тех, кто сделал конкретные шаги или на пол-пути или в процессе.

"Каждый человек является носителем культуры. В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему, тем самым создают свою неповторимую картину мира. Оговорюсь сразу: да, картина мира связана с языком. Это не значит, что все русскоговорящие – одинаковые. Мы все разные личности, но чаще всего наши реакции на стимулы – типичные, п.ч. мы принадлежим к одной культуре. Хороший пример: представьте, что вы едите в российском троллейбусе. На вас смотрит молодой человек и улыбается. Какова ваша реакция? Многие из нас подумают, что что-то с нами не в порядке: взлохмачена прическа, размазана помада, «я смешно выгляжу». Тревога. Некоторые девушки подумают, что это начало флирта и намерения улыбающегося нечисты. «Возможно, даже он будет меня преследовать, когда я выйду». Тревога. И конечно, есть среди нас те, кто не замедлит сказать этому улыбающемуся «Че лыбишься?» Если вы не нашли себя ни в одном из этих описаний, представьте себе, что на вас смотрит молодая девушка. И все так же улыбается!!! Что-то тут не так! Это я к чему? К тому, что улыбаться незнакомым в современной российской культуре не принято. Часто ли вы встречаете улыбчивых продавцов? Документоведов? Работников государственных служб? Приятное исключение – если вы сами очень улыбчивый человек, и ваша улыбка «топит лед» у окружающих. 
А теперь, уважаемые граждане Америки и гринкардхолдеры, что вы думаете, когда приходите оформлять документы, а вам никто не улыбается? Когда вы едите в транспорте – и опять никто не улыбается? Что-то тут не так? Давайте пока безоценочно: просто другая культурная картина мира, где не улыбаться считается почти неприличным. Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Выделяют четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. Конечно, наиболее важная сфера в контексте межкультурной коммуникации – сфера быта. Можно прожить всю жизнь, ничего не зная ни про Уорхолла, ни про Малевича. Можно быть атеистом и жить с православным. Быть националистом и терпеть возле себя демократа. Такое во семьях бывает… Любим – терпим… Но вот если она отказывается варить борщ по рецепту твоей мамы… или он считает, что полы можно не мыть, достаточно иногда пылесосить, а вы твердо знаете, что полы должны быть вымыты раз в неделю... или вы в свои неполные пятьдесят приходите к участковой с жалобой на давление, а она отвечает «Ну и что, что давление! У всех давление! У меня вот тоже, может быть, давление – работаешь с вами за копейки! Возраст у вас такой!» Здесь уже понимаешь, что взрыв где-то рядом, а следом за ним – война не на жизнь, а на смерть. 

Когда мы приезжаем в другую страну, мы сталкиваемся с другой культурой. Мы начинаем ее осваивать и приспосабливаться к ней. Так начинается процесс аккультурации. С аккультурацией сталкиваются и те, кто поехал на заработки в другую страну, и беженцы, и добровольные мигранты. Считается, что добровольные мигранты лучше всех переживают этот процесс, потому что готовятся к нему. Аккультурация – это изменение ценностей, социальных установок и ролей. Представители одной культуры перенимают установки и ценности другой культуры. При аккультурации мы решаем две проблемы: Как включиться в чужую культуру? Как сохранить свою идентичность? От ответов на эти вопросы зависит тип аккультурации. 

Всего выделяют четыре типа аккультурации:

 Интеграция. Человек сохраняет нормы родной культуры и принимает новые. В настоящее время это считается лучшим вариантом аккультурации – в результате возникает мультикультурная личность, более гибкая, богатая. Я думаю, что большинство из нас, форумчан, рассматривают свою эмиграцию именно как интеграцию. Мы продолжаем разговаривать в семье на родном языке. Мы хотим, чтобы дети сохраняли наш язык и отдаем их в русские детские сады или нанимаем (если позволяют финансы) русскоговорящих нянь. Мы смотрим новости о России (об Украине, о Белоруссии и проч.). Мы радуемся, если наши барбекю проходят в стиле «на шашлыки поехали». Для многих из нас водка по-прежнему средство общения. И во время такого общения мы по-прежнему хотим выяснить «проклятые вопросы». Ну, и так далее… 

Ассимиляция. Человек полностью принимает нормы и ценности новой культуры, отказываясь от своих. Многие эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства, ориентируются именно на ассимиляцию. При этом у добровольных эмигрантов она проходит довольно легко, легче, чем у беженцев. Из своего опыта и опыта знакомых замечу, что ассимиляция – это путь наших детей. Как бы мы ни старались сохранять язык (и, следовательно, культуру), это не получается полностью: многие дети на русском не читают, в речи начинает царить так называемый. пиджин, когда на русскую грамматику накладываются английские слова или наоборот, на английскую грамматику – русские (частая ошибка в речи: «я не знаю, если она сделала это» - это калька с английской конструкцией с if, правильно «я не знаю, сделала ли она это»), меняется интонация (в утвердительных предложениях на русском интонация должна идти вниз, вниз, ВНИЗ, а не подниматься чуть-чуть вверх) и произношение. Есть семьи, в которых родители говорят детям по-русски, а дети отвечают на английском. Есть семьи, где родители говорят между собой по-русски, а с детьми на английском. Дети русский понимают, но не говорят. 

Сепарация. Человек отказывается от включения в новую культуру, сохраняя при этом свою. С сепарацией мы встречаемся, когда перевозим с собой своих родителей, которым уже за 60. Невозможность выучить язык, устроиться на работу приводит к тому, что человек продолжает жить по своим нормам и ценностям. Это пожилые люди, живущие на Брайтон-Бич – или в Чайна-таун. Они читают газеты на своем языке, смотрят российские каналы, ходят в русские (или китайские) магазины, где работают русские (или китайские) продавцы. Хорошо, если появляются новые друзья – но это такие же русскоговорящие. Самая большая проблема этих людей – беспомощность. Сложно получить информацию, сложно ее освоить, а уж применить – вообще нереально. На самом деле в моей практике встречались люди – и женщины, и мужчины – кто, будучи в возрасте, осваивал английский. Не до совершенства, конечно, но так, чтобы была возможность объясниться на улице, в магазине, у врача, рассказать о себе и прочее. Так что, дорогие форумчане, поддерживайте своих родителей в стремлении освоить чужой язык. И вообще у носителей двух языков маразм наступает позже.

 Маргинализация. Человек отказывается от своей культуры, но нормы новой тоже не принимает. Пожалуй, это самый неприятный вариант. Вообще маргиналами называют тех, кто не принадлежит к определенной социальной группе, страте. Типичный пример маргинала – а каждый изучал его в школе! – это разночинец Базаров. Своих родителей он презирает, Николая Петровича и Павла Петровича презирает, Аркадия презирает тоже – и для всех он чужой. Применительно к межкультурной коммуникации можно сказать, что человек теряет всякие нормы и ценности и быстро оказывается на социальном дне. 

Важнейший результат аккультурации – долговременная адаптация к чужой культуре, имеет две стороны: 

Психологическая адаптация – когда человек хорошо себя чувствует, психически здоров и четко ассоциирует себя с какой-либо культурой. 

Социокультурная адаптация. Человек умеет хорошо ориентироваться, решает возникающие в быту, на работе или в школе проблемы. Важнейший признак – наличие работы. 
Во многом адаптация связана с типом личности, с событиями жизни, а также с внешней поддержкой. Но главное – это коммуникация, это язык, который отражает картину мира. 

Словосочетание «культурный шок» можно часто услышать в речи эмигрантов. «Почему они все улыбаются? У меня просто какой-то культурный шок!» «И нам так быстро оформили документы! Просто культурный шок! У нас такого не бывает!» На самом деле, культурный шок – это не 30 секунд потрясения, а долгий процесс, идущий годами – от 3 до 5 и выше. Это ваше состояние, когда вы оказываетесь в стране – и варитесь здесь, варитесь, варитесь… И все то нравится, то не нравится, то домой хочется, то не хочется, а потом вы понимаете, что домой – это в свой аппартмент в Бруклине или свой дом Филадельфии… Культурный шок имеет U-образную форму и 5 этапов.

 1. Медовый месяц. Мы сюда приезжаем – и нам все нравится! Небоскребы, улицы, люди вокруг! Еще ничего не понятно, но все прекрасно! Мы постим 150 постов на форуме о том, как мы переехали через границу и сходили в офис SSN (нас не облаяли, а пытались понять!), снимали жилье (вот здесь опасность – могли и обмануть! Но все равно!), подключали интернет, покупали сотовый (зачем им моя кредитная история? Но все равно!), покупали мебель… сходили в супермаркет и обнаружили, что там все ОРГАНИЧЕСКОЕ! В общем, wow! Приятное состояние, подольше бы!!! 

2. Разочарование. Мы понимаем, что не все совершается по мановению волшебной палочки (или, по крайней мере, у нас этой палочки нет); улыбки бывают фальшивые; со страховыми и медицинскими компаниями надо держать ухо востро; далеко не все понятно ни в телеке, ни на улице. Мигранты стараются общаться только со своими и жалуются друг другу на жизнь. К вопросу о медицинских компаниях – два года назад дочь сломала ногу. Доктор (после эмердженси и проч.) направил на рентген расширенного типа. В офисе мы 150 раз просили перепроверить, покрывает ли наша страховка расходы в том офисе (дураки, скажете вы, самим надо было проверять! Ну так кто же знал!). «Да! Я лично перепроверил!» - заверил нас специалист по биллингу. Через полгода счет в полторы тысячи… Не входит в сеть нашей страховой компании… Ну, в общем… пичальбида, как говорит младшая…

 3. Депрессия. Пик культурного шока. ПЛОХО ВСЕ! Работы нет. Привезенные деньги кончились. С друзьями напряг. На гамбургеры смотреть не хочется. Дома было так хорошо! Работа, всеобщее уважение, друзья и подружки. Социальный статус! А тут – ничего! И по-прежнему непонятно, что там они на своей тарабарщине говорят… Вы чувствуете: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед контактом с другими людьми (позвонить по телефону – страшный кошмар!), общую тревожность и раздражительность, плаксивость, бессонницу, чувство изнеможения. Вы не контролируете ситуацию, вы некомпетентны, ваши желания не исполняются. Как результат – гнев, агрессивность и враждебность по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям. Иногда мигранты не выдерживают и уезжают домой.

 4. Возвращается оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе. Конечно, это прежде всего связано с работой. Мы находим свой социальный статус – или, точнее, выстраиваем его заново. Понимаешь, что если работать – то можно выжить и даже прожить. В ресторане изучаем меню не справа налево, а сначала смотрим на названия блюд. Можно отказаться от комнаты в жутком районе и снять однобедрумный аппартмент где-нибудь поприличнее. Уже все понятно, что говорит темнокожий сосед – можно поддержать small talk, а не отвечать попеременно «Right» или «Sure», надеясь, что попадешь. Мысль о том, что «в той жизни я была Главным Специалистом Сбербанка», приходит все реже… На смену ей более часто приходит мысль «файнал экзам скоро… еще немножечко, стиснув зубы, я одолею эту химию/физику/анатомию/добавьте в список необходимое, если учитесь в калледже»… Вы получаете новое образование, и скоро фирмы, куда вы когда-то безрезультатно пытались устроиться, открывают охоту на вас – вы понимаете, что вы им нужнее, чем они вам! 

5. Адаптация к новой культуре достигнута. Вы чувствуете, что вы больше американец, чем русский (украинец, беларус, кореец и проч…) вам здесь комфортно. Вы знаете, куда обратиться и что сказать. Вы знаете, как это сказать, чтобы достичь нужного результата. Вы не боитесь менять работу. Вы смело идете в школу к ребенку (в школе русского нет. Уже нет.) и даже, может быть, станете членом школьного board’а. У вас есть постоянное жилье и даже ипотека. Вы сами можете рассказать темнокожему соседу про новости вашей жизни – и обязательно встревожитесь, если не увидите его на следующий день. Он для вас не «этот темнокожий с отвисшей губой», а Джон/Билл/Ник, про которого вы знаете больше, чем про вашу бабушку. Вы пойдете к нему, если его гараж не закрыт. И если вы увидите, что почту не забирали, а он вас ни о чем не предупреждал, вы позвоните в 911 и, может быть, спасете ему жизнь. И когда вы встретите его в следующий раз возле дома, вы скажете: «Ну, старик, как же ты меня тогда напугал! Ты звони, если что!» – и в пятидесятый раз выслушаете историю, как он работал шофером и что с ним приключилось. 

Тут мы плавно выходим на факторы, которые влияют на процесс адаптации. В принципе все факторы можно разделить на две большие группы - индивидуальные и групповые. Начнем с индивидуальных, тем более что каждый второй про них так или иначе упоминает. Начну со всякой демографии. 

1. Возраст. Общая тенденция, и ежу понятная, - чем младше, тем проще. На самом деле, даже младшие школьники могут очень тяжело переживать переезд и расставание с друзьями и вливание в новый, да еще инакоговорящий коллектив. Есть счастливые мамочки детей, которые пошли в школу - и через два дня уже на пальцах общались со сверстниками, а у меня была знакомая, у которой шестилетний ребенок плакал первые месяцы "хочу домой", у него, правда, бедного, наложилось, что мама его была беременна и не могла полностью посвящать ему силы и время. Очень всех было жалко. Наша младшая дочь ( автор темы приводит примеры свое семьи, т.к. речь НЕ о семье Лозовых) первые два года в хай-скул общалась с несколькими русскоговорящими девочками - и как-то ничего хорошего из этого не выходило. Подростковый возраст - нелегкая вещь, неприятие в классе и в России может быть. Просто вот не ладилось никак: то как-то друг-другу насплетничают, то переврут, то рассорятся вдрызг. Так и рассорились в конце 10-го класса. После этого появились другие подружки - из Йемена, Ирана и Аргентины - и как-то все сгладилось. На русском в школе не разговаривает вообще (русских не так уж много, мы живем в корейском городе). Английский пошел вверх стремительно (хотя и в первые два года на месте не стоял). Помимо этого всякие внешкольные активности: волонтер в кошачьем шелторе и - тататам! - донор, сдавала кровь и компоненты крови более 15 раз - правда, не всегда брали, когда гемоглобин был невысокий, домой отправляли. Не скажу, что все идеально, но явно легче. Наша старшая отправилась в коммьюнити калледж, определили довольно низкий уровень английского. Пошла работать в калледже. Во втором семестре ей специальным разрешением декана позволили брать ее любимую химию - что никак не связано с ESL программой. Никаких русскоговорящих друзей, все только на нерусском. Конечно, были расстройства: перед эмиграцией она поступила в МГУ - и в конце августа забрала документы, сказав надменно тетенькам на химфаке "если я, девочка из провинции, поступила в МГУ, то я и в Коламбию могу поступить!" не уверена, что эти тетеньки что-нибудь знали про Коламбию. И вот через год ее друзья - кто в Питере, кто в Москве - сдают свои околохимические сессии, пишут курсовые, выступают с докладами - а у нас пока только ридинг, райтинг и спич... конечно, расстройство! Но когда один профессиональный курс взят - нет времени унывать. А у меня на работе я встретилась с приятной дамой 82-х, кажется, лет. Она грузинка, английский только начала учить и учила несколько месяцев. Фантастического прогресса не было, но потом, на тестировании, она много и подробно про себя и свою семью рассказывала, чем привела преподавателя (он ее только тестировал, не знал) в полный восторг. Или еще парочка сдружилась: одна, кажется, из Йемена (не помню точно, помню, что мусульманка), вторая из Колумбии (не из университета), обеим от 50 до 60, уровень языка невысокий, но приятельницы не разлей-вода - каждую возможность использовали, друг с другом болтали и могли друг о друге рассказать, очень милые подружки. К сожалению, эти два последних примера - скорее исключения. 

2. Пол. Исследования на эту тему многообразны и противоречивы с одной стороны, женщины - вцелом ( я не про себя, я сама могу месяц молчать и только радоваться) - более общительны и говорливы, поэтому язык к ним приходит легче, что способствует адаптации. С другой стороны, мужчины охотно берут на себя роль добытчика - тут уж приходится адаптироваться волей-неволей. Признак пола играет большую роль в адаптации людей из традиционных обществ - в принципе, ни Россия, ни Украина, ни Беларусь типично традиционными обществами не являются, поэтому обобщений делать не буду. 

3. Образование. Опять же общая тенденция: чем выше образование, тем легче адаптация - или, лучше, тем легче проявляются симптомы культурного шока. Тоже понятно: образованных людей научили, как искать и находить информацию, поэтому про типы адаптации и про культурный шок они читают ПЕРЕД эмиграцией тем не менее, и здесь исключения. Человеку с высоким образованием (высшее, PhD и прочее) зачастую сложнее пойти на простую, малооплачиваемую работу, которая необходима для выживания. Это образование давит: как это так, я университет закончила, а тут надо идти на курсы парикмахеров/ хом аттендент и прочее! Хотя если сказать себе, как нас в "совковом" детстве учили, "все работы хороши - выбирай на вкус!" ничего постыдного нет, любая работа - это прекрасно. Продолжу про личностные характеристики, но теперь уже без демографии. 

4. В чистом виде темпераменты не встречаются, но тем не менее, всегда можно выделить лидирующий. Достаточно понятно, что сангвинику, который во всем находит смешное, может быть легче, чем ослику иа-иа (я! я этот ослик!, а вот будет ли легче вспыльчивому холерику - не знаю, не знаю. 

5. А теперь такая характеристика как экстраверт - интроверт. Если уйти от формулировок Юнга, который эти термины и ввел и привязывал это к либидо и коллективному бессознательному, то экстраверты фокусируются на внешнем мире, а интроверты - на своем внутреннем. При адаптации в Америке экстравертам гораздо легче - они направлены на меняющийся вокруг них мир и не фиксируются на своих переживаниях так сильно, как это могут делать интроверты. Но я не даром говорю "адаптация в Америке", п.ч. есть культуры - например, Сингапур, - где экстраверты из Европы чувствуют себя более не комфортно, чем интроверты. В Сингапуре сама культура более интроверта, нацеленность индивида на внутренний мир приветствуется - вот поэтому интровертам там может быть полегче. Знаете, я подумала, что 4 и 5 характеристики между собой сильно перекликаются, можно ли себе представить сангвиника-интроверта? а меланхолика-экстраверта? пожалуй, оксюморон! 

6. Теперь о типах мышления.: есть исследования, что лучше адаптируются люди, кто мыслит более крупными категориями, кто категоризирует, обобщает элементы окружающего мира. Наверняка вы встречали уже здесь людей, которые, щебеча, роняли такую фразу: и вот когда я увидела это (подставьте что-нибудь сюда по желанию), я поняла - точно так же в моем родном Сыктывкаре! или говорят: "ну вот! всегда так!" Я, честно говоря, относилась к этому с иронией: потому что не всегда, не везде, и в родном сыктывкаре/одессе/бобруйске так, да не так. Но говоря объективно, с точки зрения психологии, вполне понятно, почему такое категоризирующее мышление облегчает адаптацию. Человек, укрупняя категорию, объединяет новый опыт с полученным на родине, а если опыт объединен, то пугающая неопределенность куда меньше, новое явление становится типизированным, укладывается в схему, вы знаете, что предпринять. Я и сама, хотя и стараюсь слова "всегда" и "никогда" не произносить, тоже категоризирую - вся наука только этим и занимается, что категоризацией... 

7. Авторитаризм и толерантность. Авторитарным людям сложнее, им вообще сложнее. Обычная связка в нашем сознании "авторитарный - сильный" на самом деле часто пробуксовывает, п.ч. это две разные категории. И часто бывает, что мужчины, отцы семейства, выстроившие свое семейство "там", тяжелее переживают адаптационный период "здесь", потому что авторитарность базируется на том, что человек знает, как правильно поступать в ситуации, и считает, что этот способ единственный, когда ситуации типичные и знакомые, авторитаризм работает, в новой же ситуации - сбоит. Те, кто преподает, знают, что авторитарные типы очень плохо обучаются. Они, например, не реагируют на игровые приемы, считая, что это только для детей, они некомфортно чувствуют себя в ситуации "условного разговора", когда надо на придуманную тему пообщаться с соседом за партой, и когда им говорят, что коммуникативный навык нужно тренировать, они отвечают: "ну это все понятно! так почему же я не говорю?" Знаете, какая самая тяжелая аудитория для лектора? Я в своей жизни во многих аудиториях преподавала и помню, что больше всего боялась, участвуя в большом проекте по внедрению ПО в одном огромном предприятии - 5 000 работников. Собственно внедрением я не занималась, но на мне была важная часть работы с документоведами и делопроизводителями, вот я боялась! они же все практики! им не интересно будет! но все было очень интересно: они и госты обсуждали, и федеральные законы, и нормы русского языка, и дискуссии вели, и вопросы задавали. А самая тяжелая была аудитория учителей в институте усовершенствования. Наверное, это профессиональный отбор или авторитарная советская система никуда не делась - но вот уж кто все знает! Вот уж кто повелительно говорит "ну? и?" и сил разбить лед в такой аудитории требуется гораздо больше. 

8. Мотивация. С этой точки зрения легче всего адаптируются студенты колледжей. Они здесь потому, что им нужно получить диплом, который будет престижным и востребованным на родине. Вот она, четкая цель. Кроме того, сравнивая, они планируют вернуться (ну, я имею в виду тех, кто так объясняет консулу на собеседовании я не беру в расчет тех, кто едет лишь бы как, только бы остаться) и быть успешными в своей стране. Нельзя не сказать о том, что человек, возвращаясь, тоже переживает u-образную кривую, только она обычно легче. В этом случае говорят про w-образную адаптацию.
 После студентов колледжей на втором месте - гринкартхолдеры. В большинстве случаев наша эмиграция осмысленна, мы четко формулируем, что нам не нравится на родине, - и не очень четко, что же мы хотим получить здесь: "чтобы все было хорошо" - как-то так, чем более расплывчато это "все", тем сложнее бывает. Я, при том что я такой ослик иа-иа и интроверт, когда собиралась в эмиграцию, взяла листочек бумаги и написала, что я хочу оставить на родине; что я не хочу оставлять или хочу взять с собой и что я хочу получить. Потом это я еще и ранжировала, знаете, ОЧЕНЬ помогло оставить всякие сомнения. 
На третьем месте беженцы. Они и понимают, что ехать надо, но смотрят не вперед, а назад. У них - у многих - светлый образ родины в голове, там, где были папа, мама, где деревья были большими, трава зеленой и в Волге (подставьте на это место любой гидроним) воды было больше, а война, расстрелы близких, потеря родственников - все это ворвалось в уютный мир и исказило его, поэтому они хотят не новый мир выстраивать, а старый вернуть.

 9. Наличие доконтактного опыта - опять же информация! Любая информация о будущей стране пребывания бесценна, не все эту информацию могут получить, потому что информационное неравенство еще никто не отменял. Сюда же, в доконтактный опыт, я отнесу знание языка, о котором пишут если не все, то почти все. Многие сравнивают себя с собакой, которая все понимает, но сказать не может. Я уже говорила, что язык поможет не маргинализироваться, не сепарироваться, а прийти к интеграции или ассимиляции. Мало кто над этим задумывался, но это факт: если мы разговариваем с человеком свободно, он воспринимается как более похожий на нас. Именно в речи проявляется разница в статусах и социальных характеристиках - а не только и не столько в наличии вещей/денег/ и т.п. "


 К сожалению, как это часто бывает на форумах, в результате дискуссий в этой теме было много высказываний, не отвечающих правилам форума. Люди нередко спешат базировать суждения лишь на своем опыте, не воспринимая мнения других, комментируют зло и необдуманно, поэтому и существуют модераторы. Мне жаль, что продолжения не получилось, а разговор о причинах депрессивных состояний, связанных с эмиграцией и путей борьбы с ними, очень быстро закончился. Приведу лишь свой пост в той теме:

 "Я вот тоже отношусь, наверно, к счастливому исключению, т.к. никогда не пребывала в депрессии, а в реальном расстройстве чувств до слез лишь однажды, через полгода жизни тут, когда узнали, что наши друзья, благодаря которым мы попали в США, у которых жили первый месяц и от которых получали массу поддержки, информации и круг общения, уезжают из нашего города. Казалось, что все, это почти крах, как мы теперь будем, все новые знакомые без них про нас забудут и т.п. Но дальше было только лучше, т.к. никто про нас не забыл, а еще и стали появляться уже совершенно наши друзья, которых находили сами и в жизни стали осваиваться быстрее и эффективнее без "контроля". Эта первая помощь была неоценима, но потом, без нее мы чувствовали себя самостоятельнее, вынуждены были осваиваться и многое делать и результаты получались более впечатляющие даже от осознания, что "we did it!". Несмотря на то, что у нас вообще не было уверенности как и чем все закончится, положение долгое время было очень подвешенным, никаких гарантий, мы наслаждались жизнью, совершенно не видя ничего, по поводу чего могли бы сказать "нам плохо, нам не нравится, хотим обратно", наоборот, самым страшным сном был сон об отъезде и невозможности вернуться и самым большим беспокойством - как все это продлить и не потерять. Ни скромность семейного бюджета, ни отсутствие многих навыков и проблемы с языком нас не останавливали от того, чтобы ходить на бесконечные бесплатные концерты, приглашать к себе в гости, ездить вместе с группой новых друзей по окрестностям и устраивать пикники в парках, т.к. аппартмент был маленький, но и там мы собирались и расстилали скатерть на полу, и варили картошку, и имели кучу фана все вместе. Было время, когда, кроме матраса и радио в этом аппартменте не было ничего и мы слушали его ( муж переводил, что сам понимал), танцевали под звучащую из него музыку. И да мой муж с его PhD во время оформления его документов на рабочую визу первые деньги заработал по время трех-дневного снегопада, ходя по домам и офисам нашего не самого благополучного нейборхуда, предлагая расчистить дорожки. И эти первые 200 долларов были самыми радостными и ценными! А я встречала его горячей ванной и массажем, чаем и уговорами больше не ходить, но он все-равно пошел опять, т.к. нельзя было упустить такую возможность. Вспоминаем все это до сих пор и фотки смотрим и видео, которые снимали для друзей и родных в России как волшебный, быстро закончившийся сон. Где была наша депрессия? Радовались всему: походу в новый ресторан раз в пару месяцев, в кино, где практически ничего не поняли, но все-равно классно, прогулкам по городу в цвету по весне, купанию вечером в бассейне, где кроме нас обычно никого и не было, новым продуктам, поездкам по гаражным сейлам в субботу ранним утром... Некогда было страдать! С первой зарплаты купили билет на автобус и с пересадками за 18 часов совершили поездку в Нью-Йорк, осуществляя мечту погулять по нему вдвоем. А когда перевезли детей (через 8 месяцев) и вовсе плотненько все было. Через месяц после их приезда отправились в первое дальнее путешествие на маленькой машинке вчетвером, хотя оба только недавно что научились водить и ездили всегда, когда была хоть малейшая возможность, но и десятой части из желаемого увидеть еще не успели за почти 17 лет, т.к. смотреть-не пересмотреть. Я честно с трудом могу представить, чтоб нам стало скучно или тоскливо, хотя мы по психологическому типу, характеру с мужем разные, но изначально оба воспринимали все, как наше приключение, новый опыт, который не всем дано испытать. Люди, которые задержались в нашей компании, того же склада, и из десятка семей, с которыми самое тесное общение  ( гораздо более близкое, чем с родственниками), ни у кого не было не депрессий, ни особых спадов: обычные заботы, которые были бы где угодно, иногда неважное самочувствие или настроение, но никто никогда не говорил, что ему хреново и зачем он тут и что делать теперь, хотя большинство никогда до переезда тут не бывали. Так что мне думается, что личные установки и внутри семейные отношения - залог бесдепрессивной интеграции. Есть у меня подруга из Германии, которая очень многое пережила и преодолела, оказавшись совсем одна в студенческие годы по приезду, она рассказывала о сомнениях и желании уехать поначалу, пока не попала в больницу и не поняла по отношению, что оказывается, и не одна она и не чужая. Позднее вышла замуж, родила дочь, преподает в колледже, пишет стихи, публикуется, путешествует, любит компании... Есть у одних из друзей родители, которым за 80 и они с первого дня уже 20 лет занимаются английским, живут самостоятельно, имеют своих друзей, являются членами пары различных клубов, иногда путешествуют и каждый раз поднимают тост за эту страну ( он был полковником Советской Армии, она преподавателем музыки), гражданами которой стали и чувствуют себя дома. Есть 60-летняя мама ребят помоложе, которая побывав в гостях, влюбилась в страну и уже три года, как живет тут, оставив мужа, не захотевшего переезжать, работает в гостинице и говорит, что никогда еще так не любила свою работу и не уходила утром с таким удовольствием в предвкушении нового дня, занимается на языковых курсах в свободное время, машину пока не водит, сын возит. Я присоединяюсь к тем, кто считает, что можно влиться в новую жизнь с приобретениями для себя, без болезней и потрясений и всем этого желаю. А тем, у кого не получается, не вешать нос и поработать самим с собой, а еще лучше со специалистом, разобраться со своим внутренним багажом, результатом которого и является то, как складывается жизнь, т.к. никто, кроме нас самих, не может сделать нас счастливыми и удачливыми."

Комментариев нет:

Отправить комментарий