Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

суббота, 13 июля 2013 г.

Глава 3. Отношения на работе.

Решила, что обойти стороной сослуживцев тоже нельзя, да и многих интересует вопрос общения в рамках работы, не меньше, чем с соседями. Есть ли тут особенности? Опять же буду опираться на личный опыт, рассказы людей из нашей дружеской компании, наблюдения... Кстати, мой муж в моем блоге первого года, на который я давала ссылку, на эту тему тоже писал. Должна заметить, что несмотря на то, что описанные там события происходили 15 лет назад, многое не потеряло актуальности и совсем немногое я могла бы скорректировать с позиции сегодняшнего дня, так что рекомендую, повторяться не хочется.


Но вернемся к теме. Как я уже упомянала выше, моя карьера до недавнего времени была связана с торговлей по причине неприменимости российского образования историка и нежелания получать дополнительное или переучиваться. Тут первым открытием для меня стало то, как много людей имеет по несколько работ и при этом неважно, что человек делает днем или кем был до пенсии: люди не стесняются никакой работы! В торговле можно встретить кого угодно: от студентов престижных колледжей, до госслужащих, которым нужна экстра-денежка, например, на рождественские подарки. Через работу я познакомилась с огромным количеством очень интересных людей , кое кто из которых стал другом и благодаря которым я побывала и на свадьбах, и на похоронах, на baby or bridal showers и в гей-клубе... 


Причем начинала я тогда, когда реально разговаривала с очень большим трудом, то и дело попадая в комические, а тогда по восприятию, скорее, трагические, ситуации. Не мною первой сказано, что получение работы (любой!) самый лучший и быстрый путь к продвижению в языке и культуре. Поэтому, как только я получила разрешение на работу, несмотря на то, что моему ребенку был еще только год, я стала искать работу. Подразумевалось, что ходить на работу я могу только когда возвращается с работы муж, чтобы оставаться с малышом, поэтому я рассматривала вариант неподалеку в месте, которое работает допоздна и платит не самый минимум. Таким местом стал недавно открывшийся супермаркет "Meijer", куда как раз постоянно набирали народ. Поскольку это был мой самый первый опыт, то "наниматься" пошли с Димой и, поговорив с менеджером, узнали, что я могу начинать с понедельника с обязательного инструктажа, компьютерного курса и тренинга со своим супервайзером, все это оплачивалось. Меня взяли в департмент весовых сладостей, где в мои обязанности входило досыпать конфеты и орешки в пластиковые контейнеры в зале и содержать весь отдел в порядке. Надо сказать, что в отделах продуктов зарплата была чуть выше, чем в одежде и косметике, да и мне тогда было не до выбора, поэтому, пройдя все необходимое "обучение", я приступила к работе по вечерам с 6 до 10. Поскольку контейнеры опустошались не так быстро, то оставалось время и на знакомство с другими сотрудниками и общение с покупателями, что давалось мне особенно тяжело, так как никогда не знаешь когда и о чем тебя спросят, но чем чаще повторяешь варианты, тем проще в следующий раз. Там я больше всего подружилась с очень красивой девушкой из Чили, раскладывавшей косметику и с мужчиной американцем, который занимался раскладкой замороженных продуктов, поэтому часто работал в шапке, перчатках и куртке. Когда через 4 месяца я решилась попробовать устроиться в мол в один из универсальных магазинов и получила там позицию продавца в детском отделе, он был очень расстроен и даже пригласил меня на ланч в ресторан.
На новом месте мне было уже полегче, за год работы я стала гораздо увереннее общаться и по работе и с сослуживцами, научилась шутить и понимать юмор, перестала бояться отвечать по телефону и начала активно подписывать клиентов под кредиты, за что однажды получила награду в виде сертификата на 100 долларов в очень хороший ресторан. Мои успехи и отношения с менеджментом стали залогом успеха в получении моей будущей позиции, на которую я вернулась четыре года спустя после того, как поработала в более крупном и престижном магазине для более обеспеченных покупателей, где мне удалось существенно продвинуться и в плане оплаты, поскольку там она зависела напрямую от твоей активности и успешности.
Я никогда не ощущала, что меня куда-то не зовут, избегают или игнорируют по причине того, что я иностранка, пожалуй,наоборот, ко мне всегда было повышенное внимание из-за акцента, имени на бэйджике, ну и не совсем стандартной для Америки манеры одеваться. Я никогда на своем примере не сталкивалась с тем, что кто-то не знал, где находится Россия или считал, что там по улицам ходят медведи. Да, меня спрашивали, бывает ли там тепло, люблю ли я водку, скучаю ли по родным, часто ли езжу навещать, есть ли у меня родственники здесь, умею ли готовить борщ, сильно ли отличается наша кухня, за какую страну болею на олимпиаде...Не раз именно по имени и акценту люди сразу безошибочно определяли мое происхождение (Восточная Европа) после чего с удовольствием рассказывали либо о своей поездке туда, либо о мечте съездить, о своих соседях поляках, украинцах, боснийцах (у кого с кем был опыт общения и схожести нашей речи). Однажды я познакомилась с мужчиной, собиравшемся попытать счастья в поиске будущей жены и мы стали друзьями и я даже готовила его к поездке, занимаясь с ним русским. Один сотрудник имел коллецию денег разных стран и притащил мне альбом с русскими деньгами разных времен и по ходу рассказывал такие вещи, что я, будучи историком, ощущала себя невежей по сравнению с ним. 
Моя русская подруга, кандидат наук, работая поначалу на заворачивании подарков в молу перед Рождеством, разговорившись с другой упаковщицей, узнала, что та работает днем в университете и как раз на кафедре по специальности моей подруги. Нетрудно догадаться, что таким образом моя подруга и попала в состав научных работников нашего замечательного университета, где занимается наукой и преподает по сей день. То есть связи и рекомендации и тут – великая сила! Именно благодаря им, я лично через пять лет работы рядовым сотрудником, получила позицию, о которой поначалу и мечтать не могла, особенно с учетом, что местный университет выпускает по ней каждый год целый класс специалистов, коим по диплому я не являюсь. 
Только моя работоспособность, дисциплинированность, доброжелательность и инициативность были причиной моих неоднократных награждений, хотя мой английский и сейчас оставляет желать лучшего. Быть отмеченной и названной лучшей, будучи единственной иностранкой, дорогого стоит, поэтому я не соглашусь с мыслью, которую приходилось встречать, что мы здесь никогда не добьемся того, что добьются родившиеся на этой земле. На данный момент мы, и все наши русскоговорящие друзья, живут лучше, чем очень большие слои коренных американцев (я не имею ввиду индейцев, как некоторые любят поправлять, коренных в смысле места рождения).
На фото: я в компании сослуживцев - заслуженных работников на церемонии награждения лучших сотрудников и там же с подарком от компании.



  

 
Работая в новом качестве на своей третьей работе, я поняла, что американцы доверяют мне больше, чем я сама себе и верят в меня сильнее. Мой начальник нисколько не сомневался во мне, когда надо было несколько раз провести экскурсию по нашему магазину с целью профориентации для старшеклассников (самая трудная аудитория) или выступить от нашей команды на дистрикт-митинге, поучаствовать в трейнинге с обменом опытом и т.п. И каждый раз справляясь с задачей, я была ему безумно благодарна и дошла до такой степени веры в себя и раскрепощенности, что на разные праздники по своей инициативе создала два разных видеофильма, где брала интервью у сотрудников, переделывала узнаваемые песни, как бывало в России, и результат имел полный фурор! Шеф размножил мои творения и подарил каждому сотруднику, а мой несовершенный английский рассматривался ими, как изюминка и даже гордость перед их близкими, которым фильмы демонстрировались в семейном кругу. А с шефом и его женой мы с мужем стали друзьями. Так что вера в себя, позволяющая проявлять инициативу, демонстрировать свои способности и таланты, очень помогает и это обязательно оказывается замеченным и оцененным!
На фото: с группой товарищей, с подчиненной, ставшей подругой, с другом и помощником Ричардом, с женой шефа.






В нашем коллективе было две украинки и мы вместе даже организовали праздник, на котором угощали нашими блюдами, проводили викторину с призами, приносили сувениры и я делала стенгазету с интересными фактами о России и Украине. Люди до сих пор вспоминают это мероприятие, как одно из самых запомнившихся. Ну а совместные празднования успехов компании, рождения детей, женитьб, выходов на пенсию, перехода на другую работу и т.п. очень стандартно для многих американских компаний. Обычно, это собирание средств на подарок, подписывание огромной открытки с пожеланиями и ланч в стиле pot-luck, когда каждый приносит блюдо, а руководство закупает напитки и мясные, горячие блюда. Кстати, обмен подарками между сотрудниками часто происходит и просто по душевной привязанности. Сколько раз я была растрогана до слез от подарочных корзинок, цветов, выпечки, конфет и подарочных сертификатов от людей, с кем особо подружилась и от моего босса. Это было непременно в День Рождения, в Рождество, в День всех влюбленных, в праздник матерей и в День благодарения, а иногда и просто так.
На фото: babyshower сотрудницы, один из pot-luck ланчей, стол вскладчину в ланч-руме, мои украиночки:)




Кстати, везде, насколько я знаю, принято посылать имениннику как минимум открытку, подписанную руководством (мы и от докторов своих и от страховых агентов получали), ну и в зависимости от благосостояния компании, традиций в ней или личного расположения к сотруднику, могут добавить сертификат в ресторан, например. В среде торговли, может, как нигде, развито поощрение за мелкие успехи типа подписания клиентов на кредиты компании, получение от них электронного адреса или телефона, подписки на журналы, каталоги и т.п. Если не лениться и, собственно, просто выполнять свои обязанности, то можно иметь много дополнительных приятных материальных добавок к зарплате как то: дополнительная скидка на товар в магазине, подарочный сертификат в ресторан, Старбакс, кино, на бензозаправку, в сам магазин, лотерейные билеты или какие-то подарки...
Нередко у нас были завтраки с митингами перед началом рабочего дня. Каждый раз к подобным событиям ланч-рум (комната отдыха, столовая) украшались соотвественно событию. В этой же комнате в перерывы и обед происходят, как водится, обсуждения новостей, популярных шоу и фильмов, сплетничание, чтение и общение во всех его вариантах, как и на Родине. Меня всегда очень трогало, что некоторые сотрудницы периодически приносили из дома для всех конфеты, печенье, собственную выпечку, даже и без повода, или избытки садово-огородной продукции. Так что, если в вашей компании есть ланч-рум, то не отгораживайтесь от своих сослуживцев, проводите там по возможности свое время, выделенное на отдых и не бойтесь проявлять инициативу, не ждите, что кто-то проявит к вам внимание, проявите его сами. Пригласите симпатичного на ваш взгляд (не обязательно в романтическом плане, а в личностном) человека пообедать вместе, продумайте заранее вопросы и ответы на возможные вопросы к вам... Кстати, очень популярно ланчевать вместе группой коворкеров, особенно по пятницам в кафе или ресторанчике неподалеку. Не редкость и остановка в баре после работы или в кофейне. Моего мужа до сих пор с прошлых двух работ частенько приглашают для таких сборищ бывшие коллеги, да и мои меня не забывают. Еще мне всегда было приятно отмечать, что если кто-то при мне собирался в Старбакс или куда-то out покушать, то всегда интересовались не нужно ли мне чего-то тоже.
На фото: подруга-сослуживица подарила мне подарок, шеф прощается с уезжающей сотрудницей, десерты.




К Дню Благодарения в большинстве компаний принято вручать сотрудникам либо подарочный сертификат для покупки продуктов к столу для праздника, либо сами продукты (индюшку, картошку,как традиционные основные блюда, и что-нибудь еще по фантазии организаторов). В предыдущей компании моего мужа была еще и традиция выезда за город во владения хозяина компании на 4 июля для пикника, салюта и развлечений на озере. 

Многие компании практикуют летние пикники в парках с приглашением всех членов семьи, подарками, призами и конкурсами для детей и т.п. Ну а самыми традиционными и распространенными являются рождественские вечеринки, которые в том или ином масштабе проходят просто везде вне зависимости от места работы. Во всех местах, где работал муж, арендовались большие помещения, приглашалась либо музыкальная группа, либо диск-жокей, сервировалась еда с несколькими переменами блюд и напитки, были лотереи по разыгрыванию призов и награждения. Во многих компаниях к этому времени присовокупляется и выплата бонусов по результатам года.


Подтверждаю и то,что большинство знает по фильмам: у каждого, кто имеет свое рабочее место (стол, кабинет, кубик или даже просто шкафчик для вещей) непременно будут фото семьи, художества детей, какое-то выражение индивидуальности человека: будь то личные рисунки (как у моего мужа) или постер любимой спортивной команды или супер-героя...


Несмотря на то, что во многих компаниях не поощряются внутренние романтические связи между супервайзерами и подчиненными, неизбежно возникают отношения, хотя, почти всегда это приводит к тому, что один из сотрудников в такой ситуации должен оставить или сменить работу. Если же вы на одном уровне, то пожалуйста-влюбляйтесь! Ну и слухи о пресловутом секшуал-харрасменте не на пустом месте родились, так как раздел в трейнинге при приеме на работу на эту тему обязателен и это хорошо, так начинаешь лучше понимать зачем все это и как работает. 
В большинстве компаний запрещено использовать интернет и электронную почту в личных целях и во многих, даже при желании сделать это вы не сможете, так как существует доступ только к корпоративным сайтам и адресам. Для меня это видится также положительным моментом, так как на работе надо работать и тогда, возможно, состояние страны не будет вызывать желание из нее уехать.


Как резюме : мой опыт человеческих и деловых отношений, подвержденный опытом близких окружающих, говорит о том, что в Америке сочетается очень многое и, порой, несочетаемое. Прекрасные отношения с начальством не препятствие для увольнения или сокращения, если того требует бизнес или ты нарушаешь условия своего найма или контракта. Но будучи хорошим специалистом и просто надежным человеком, умеющим реально РАБОТАТЬ, ты не останешься незамеченным и чем больше контактов сможешь установить, тем проще найдешь другую работу при необходимости. Работа – один из лучших способов обрести друзей и понять менталитет. Как результат моей десятилетней карьеры я имею гораздо больше друзей на местном Фэйсбуке, чем на "одноклассниках" и они проявляют большую активность и интерес к моим постам (хотя я этим не увлекаюсь), чем бывшие соотечественники. И, кстати, благодаря общению через социальные сети, я узнаю очень много из жизни тех, с кем подружилась, что помогает в создании более масштабной картины. Но это, пожалуй, тема еще одного отдельного топика.


Комментариев нет:

Отправить комментарий