Жизнь в США глазами оптимистичных эмигрантов: рассказы для интересующихся, советы для вновь прибывающих, мысли для думающих...

понедельник, 29 сентября 2014 г.

Глава 58. Не мои впечатления об Америке, но я их разделяю.



Осень закрутила меня более активной реальной жизнью и все меньше возможности сесть и написать новую главу. На этой неделе я все-таки планирую это сделать и рассказать о необычном путешествии в составе группы, сформированной в школе нашего сына. Но не буду забегать вперед, а пока копирую с разрешения автора его пост из Фэйсбука, где мы дружим, являясь хорошими знакомыми и в реальной жизни тоже. Пишущий человек живет в России, но бывал за пределами очень часто и в очень разных странах мира, в том числе неоднократно в Америке, где мы и пересеклись два раза для личного знакомства. Несмотря на то, что мы живем в этой стране уже большую часть сознательной жизни, что мы из разных поколений по году рождения и у нас масса других различий, в одном мы сходимся точно - в отношении к США. Мне кажется, что выводы этого молодого неординарного мужчины могут быть интересны и моим читателям. Поэтому предлагаю их вашему вниманию:


              "Почему я люблю США или мнение русского об Америке".


Давненько я не писал больших текстов. То времени нет, то лень матушка одолевает. Хотя по большей части все-таки сказывается отсутствие времени. Все-таки семья, двое детей, работы слава Богу пока много. И тем не менее ввиду того, что последнее время в интернете, да и не только, постоянно и со все нарастающим напором пишется много гадостей в адрес страны, которую я очень люблю и считаю ее во многом образцом для подражания в том числе и для нашей Родины, я решил-таки написать этот текст. Он не претендует на высокую художественность, я не гонюсь за славой и рейтингами, мне на самом деле все равно сколько человек его прочитает, но я все-таки выскажу свое мнение, потому что считаю это важным лично для себя. Это мысли простого обывателя, мысли человека, который за последние несколько лет провел в Америке довольно продолжительное время, мнение отца двоих граждан США об их Родине, о нации, о культуре и все то что я успел заметить и осознать. Опять же постараюсь быть максимально непредвзятым, по возможности указывать на плохое и хорошее, проводить какие-либо параллели с Россией считаю не корректным в принципе (страны настолько разные во всем, что просто не могут видимо жить по схожим принципам). Если я в чем-то ошибаюсь, попрошу моих американских друзей скорректировать информацию, указанную в тексте. Всем заранее спасибо


Итак, начнем, пожалуй, …впервые мы приехали в США осенью 2011-го года, я очень подробно писал о той поездке и не вижу смысла повторятся, кому интересно, найдут мой тот старый текст и прочитают о США с позиции туриста из России. Сейчас я хочу писать не как турист, а как обыватель, сторонний наблюдатель, делающий какие-то свои личные выводы о конкретной стране как о потенциальной стране проживания на случай «а если вдруг что». Опять же хочу заметить, что я буду жить и работать в России ровно столько, сколько будет в том возможность и пока эта страна будет хотя бы чуть-чуть нуждаться в людях подобных мне и моей семье. Однако практика показывает, что год от года такие как мы нужны этой стране все меньше и меньше и хоть я считаю, что именно настоящий средний класс (которого на самом деле в России очень мало), класс мелких собственников, тех, кто развивает свой бизнес «с нуля» не имея гос. поддержки и административного ресурса, является движущей силой экономки любой демократической страны, с каждым днем пространства для маневра у нас все меньше и меньше. Ну да не об этом мой рассказ, я отвлекся, извините.


Вот не знаю как построить повествование, разбить на разделы и писать по отдельности обо всем, или просто скопом вывалить все мысли, коих в голове что-то оказалось на удивление ужасно много и они все начали благополучно путаться. Буду писать обо всем, уж простите если рвано получится, пишу на работе в девятом часу вечера после трудового дня, сложно собрать голову на место. Но я попробую.


Итак, давайте про людей наверное сначала поговорим. Я часто слышу от большого количества моих знакомых: «Американцы не искренние, у них нет духовности, нет чистоты помыслов, на уме одни деньги и никто никому не нужен». Я не могу согласиться с этим шаблонным определением гражданина США. Если вам улыбаются в кафе, это же не значит, что на самом деле она вас в душе ненавидит, но вы оставите чаевые и за это официант готов вам фальшиво лыбиться весь вечер. Нет, официанты доброжелательные в основном просто потому что это особенность профессии. Да, их учат быть приветливыми, но дружелюбность как мне кажется воспитывается в американцах всю жизнь с детства. Ведь доброе и вежливое отношение друг к другу не стоит никаких усилий, при этом добавляя массу положительных эмоций. Доброжелательность во всем, все просто до примитивности: Заходишь в здание - посмотри кто сзади, придержи дверь - получи свое thanks. Толкнули случайно - скажи sorry (всегда практически одновременно с тем кто толкнул). Встал в очередь - улыбнись, кивни головой. Вошел в лифт - поздоровался, неважно знаешь ты тех кто в нем едет или нет. У американцев очень развита внутренняя, назовем ее бытовая, культура. Весной некоторое время жили с семьей в Бруклине в Нью Йорке, снимали у знакомых квартиру в довольно таки небогатом районе. На первом этаже дома жила большая дружная семья латиноамериканцев. Каждый вечер они устраивали барбекю и посиделки с пивом на драйв вэйе по дороге к моей парковке. Каждый вечер я поздно возвращался когда они уже расположились и каждый раз они совершенно спокойно перетаскивали свое барбекю в сторону давая мне проехать. Даже когда я говорил им, что вполне могу оставить машину на улице - "Это наша проблема, там твое место, ставь туда, мы сейчас все уберем". "Привет, как сынишка?" Твою мать, да у меня в доме где мы с женой живем уже несколько лет никто из соседей ни разу не поинтересовался как у меня сынишка! И это без духовная нация? Можно сколько угодно спорить и доказывать, что это все не по-настоящему и на самом деле им плевать и на то как дела у моего сына и на то как жизнь у меня и на то, что они заняли мой драйв вэй, но ведь так приятно, когда соседи не проходят мимо с угрюмыми лицами, когда девушка, которой ты в магазине помог затащить коляску в дверь, потому что она застряла и не могла проехать с сумками, улыбнется и скажет тебе спасибо вместо того чтобы косо взглянуть и молча, ускорив шаг, уйти от тебя как можно дальше. Я даже согласен на то, что где то глубоко глубоко в душе эта девушка будет меня за что-то ненавидеть, но в тот конкретный момент когда я впихиваю ее коляску в дверь, мне все-таки хочется услышать "неискреннее" спасибо. И так во всем на самом деле. В культуре поведения на дороге, в очередях, куда бы они не стояли и каких бы размеров не были, во всем - порядок и взаимное уважение. Конечно невозможно говорить за всю нацию, в семье не без урода как говорится, есть и хамы и недоброжелательные личности, но их процент на общую массу населения существенно ниже чем в России. Я бы сказал в разы. Отсюда ощущение... Незнаю... Легкости что-ли, раскрепощенности. Мамы с маленькими детишками подходят друг к другу, знакомятся. Дают возможность детям поиграть, причем неважно где это, на специальной детской площадке или в магазине посреди торгового зала. Все смеются, улыбаются. Детишки вообще производят впечатление на людей. Сколько раз я слышал в адрес сына: "Oh, he is so cute!" Ну таскает ребенок что-нибудь с прилавка - говоришь "извините, сейчас он вернет", в ответ "нет нет, без проблем, пусть играет". А на родине жену с сыном в парке выгнали из убогого электромобиля в который он залез просто из любопытства. "Уберите ребенка!!! Это за деньги!!!" - так он только посидеть, ему полтора года, он не умеет ездить. - "Вот заплатите и пусть сидит!!!" Как это назвать? Духовность? Любовь к окружающим? Делаю вывод (субъективный, не претендующий на истину в первой инстанции) - в массе своей простой американский обыватель как минимум терпелив к окружающим, знает базовые нормы поведения и им следует, ведет себя доброжелательно и это формирует общую атмосферу жизни страны как весьма дружелюбную. На этом про людей закончим.


Про инфраструктуру, удобство жизни, медицину и прочее. Бытовуха.... Америка - страна созданная в первую очередь для людей. В этом плане она переплюнула даже старушку Европу. Я не буду углубляться в рассказы о том, что собственно американцы внедрили в повседневную жизнь практически всей человеческий цивилизации приборы и устройства облегчающие быт. Об этом написано много и ничего нового тут не скажешь. Самое главное - неважно кто придумал микроволновку, стиральную машину и мобильный телефон. Важно кто сделал так, что этим стали пользоваться все, везде и всегда. Американцы ежедневно упрощают жизнь себе и тем самым, внедряя эти упрощения в мир, делают его в целом местом более простым и легким для житья. Конечно это касается тех, кто хочет меняться в сторону упрощения жизни. Я бы сказал, что американцы работают и преодолевают трудности для того, чтобы было меньше необходимости преодолевать трудности. Опят же, что я слышу вокруг - "Американцы везде насаждают свой образ жизни, убивают культуру стран, заполонили все своим". У меня есть свое мнение на тему, что такое американский образ жизни - это жизнь, когда ты можешь ей наслаждаться. Жизнь без постоянной борьбы, выживания и прочего. Жизнь в радость. И американцы знают толк в такой жизни. Учись, работай, зарабатывай, живи. Страна как мне показалось, очень социально ориентирована. Она удобная во всем. Вот просто удобная и ничего не скажешь. В ней удобно и приятно находиться. Дороги - верх инженерной мысли с идеально продуманной инфраструктурой. О них можно писать бесконечно, но тогда мое повествование затянется, а оно и без того получается весьма обширным. Вряд ли многие дочитают до этого места. Но тем не менее, что удобного для себя нашел я. Просто из памяти, на вскидку - получить загранпаспорт. Процедура: пришел на почту, записался на appointment, потратил минуту времени (попросил журнальчик, выбрал время, поставил фамилию). Пришел в то время которое выбрал, принес бумажку (мы получали паспорта на детей, поэтому не знаю что нужно взрослым, у нас с собой было только свидетельство о рождении ребенка), заполнил анкетку на месте (криво, косо, с исправлениями, как угодно) - ушло минут пять. Отдал бумажки парню за стойкой. Подождал пару минут (он что-то дописывает в твою анкету, берет с тебя немножко денег), расписался. Все. Паспорт приходит почтой к тебе домой. Мы оформили паспорт дочке минут за 15 максимум. И никакой очереди. Мы ушли - четко по времени пришли следующие. Еще пример - надо апостиль для России. Берешь свидетельство о рождении (которе кстати тоже получаешь за пару минут в каком то заведении название которого я даже не запомнил), пишешь бумажку - "Уважаемый сэр, просим вас сделать апостиль на прилагаемую бумагу для России". Кладешь в конверт money order, купленный на почте или в любом магазине, туда же заявление, свидетельство. На сайте гос. департамента распечатываешь готовую бумажку для FedEx. Сдаешь все это в офис почты и ждешь. Через пару дней обратным адресом приходит все на дом готовое. Ни одного чиновника из госдепа ты не видишь вообще. И так у нас было во всем. Счет в банке открыть - давайте мы снимем копию с вашего ID, можете прийти завтра подписать бумаги? Все будет готово в 2 p.m. Детишек на осмотр к педиатру - запишитесь на appointment, ваш доктор будет вас ждать в 8 a.m. - опоздали? Ничего, мы все понимаем, тяжело собрать маленьких таких быстро, доктор всё равно посмотрит вас через несколько минут. И не надо тут говорить про платную и бесплатную медицину. Я знаком и с платной медициной в России и с блатной. Неважно. Такой медицины здесь нет увы. Моя субъективная оценка - Америка страна с огромным социальным статусом. Страна ориентированная на граждан, для граждан сделанная. Удобная для проживания абсолютно.


Теперь, справедливости ради, я напишу о том, чего мне пока не довелось делать в США. А именно - я в Америке еще ни разу по-настоящему не работал. Визиты наши в большинстве своем носили достаточно краткосрочный характер и смысла что-то затевать, с учетом того, что понимаешь необходимость возвращаться в Россию и работать здесь не было. А ведь в этом, пожалуй, и кроется главное отличие США от России. Весь опыт моего общения и нахождения в штатах показывает - в Америке невозможно быстро разбогатеть. Там невозможно построить бизнес на тех принципах на которых большинство "бизнесменов" строят его в России. Да, Америка безусловно страна возможностей, страна для тех кто хочет и умеет работать. Но для того, чтобы строить там успешный бизнес, там все-таки надо прожить достаточно долго. Русскому человеку чужда невысокая прибыль и драконовски высокие налоги на фоне огромной социальной ответственности работодателя перед работниками при сильных профсоюзах. Именно поэтому американцы порой завидуют русским в плане диковатого обогащения. Особенно когда наши соотечественники покупают за кэш дома, которые большинство американцев не могут себе позволить даже в скромную по процентам ипотеку. У меня состоялся диалог с одним американским юристом - "А ты можешь в России заработать миллион долларов, ну вот чтобы прям он у тебя был?" "Ну теоретически наверное да, это возможно, хотя я никогда не имел суммы равной миллиону долларов, но если постараться, за какое-то довольно продолжительное время, наверное можно заработать миллион долларов." "Вот. А я никогда не заработаю миллион долларов. Я просто не смогу позволить себе его заработать, это очень дорого заработать миллион долларов, для меня нереально". Я если честно не очень понял что же все-таки он имел ввиду, но факт остается фактом - первоначальное накопление капитала в странах с развитой экономикой архисложная задача. Но здесь я позволю себе пофилософствовать немного на вот какую тему - а нужен ли в Америке миллион долларов? Вот чтобы он был? И мой ответ - нет. Среднестатистическому американцу вполне комфортно живется и без этой астрономической суммы. Да, он живет в долг, машина, дом - все в кредитах, но учитывая все то о чем я писал выше, среднестатистический американец без миллиона долларов, но с приличной стабильной работой, имеющий постоянный доход, все-таки по внутренним ощущениям счастливее российского бизнесмена средней руки, постоянно находящегося в стрессовой ситуации от условий ведения бизнеса, вечной нехватки денег, ресурсов, да еще и невозможности пользоваться примитивными социальными благами как то хорошие удобные дороги, быстрая и эффективная скорая помощь, нормальное качественное образование детей и прочее (додумайте сами, примеров масса). Я прекрасно понимаю сверхбогатых русских у которых семьи живут за границей. Это позволяет испытать верх личного счастья - мало того что ты не ограничен в средствах, так еще и пользуешься всеми благами цивилизованного мира. Сказочная история. Но я не о них пишу, а о простых обывателях и по уровню личного счастья, уверен, что среднестатистический Джон, работающий риэлтером или менеджером по продаже автомобилей где-нибудь в Огайо имеет показатель выше, чем среднестатистический Иван, каждый день из кожи вон лезущий, обманывающий контролирующие органы, раздающий взятки направо налево, прыгающий перед каждым заказчиком, чтобы спасти свой, допустим, небольшой завод по производству каких нибудь алюминиевых изделий. Мне почему то кажется, хотя я как дилетант могу и ошибаться, повторюсь я не работал в Америке и не пытался создать там бизнес, но тем не менее, если мы берем, что Иван это Джон, родившийся и выросший в Огайо, получивший там образование и решивший построить завод по производству алюминиевой фигни, в условиях реальной рыночной экономики, наверное добился бы много, потому что социально ориентированные США все-таки дают своим гражданам больше возможностей при условии соблюдения правил игры, как то плата высоких налогов и социальные выплаты работникам. А все потому, что как мне показалось в Америке гораздо меньше Джонов, желающих строить заводы чем в России. Большинству населения просто нет смысла зарабатывать миллионы долларов. Их качество жизни от этого глобально не вырастет. А в России, если ты не выкручиваешь себя по полной, то скорее всего шансов на более менее нормальное существование у тебя просто нет. Либо иди в чиновники, но это опять же бабушка на двое сказала - попал в немилость и кирдык. Сложно. В общем куда то я в дебри похоже ушел, делаю вывод. В США ты можешь не быть богатым, но жить счастливо и иметь все то необходимое что должно быть у нормального человека. В России чтобы жить, нужно постоянно работать на уровне максимального стресса (говорим про условия когда ты не у кормушки), при этом простые блага цивилизации тебе скорее всего тоже будут недоступны потому что их просто нет в природе.


Ну уже много написал, хватит пожалуй для первого раза. Подведу итог, который я для себя сделал. Почему мне нравится Америка - это социально ориентированная, удобная для жизни страна с правильными морально-этическими ценностями, простая и понятная, с доброжелательными людьми, исповедующими модель поведения при которой обыватель не испытывает дискомфорт от общения. Страна, которая делает все, чтобы ее граждане были счастливы и они отвечают ей взаимностью (уровень патриотизма в США огромен и непоколебим). Страна в которой каждый гражданин обладает огромной социальной ответственностью перед государством и другими гражданами (пример того - посмотрите сколько американцы усыновляют и берут на попечение детей). При этом Америка в праве требовать со своих граждан исполнения законов, она требует платить налоги, требует выполнять обязательства взятые на себя гражданами. Вот этот симбиоз прав и свобод, помноженный на внутреннюю ответственность каждого и дает тот результат, что я увидел во время своего пребывания в США. Я не рассчитываю на стопроцентную правоту, я никому не навязываю свое мнение. Это персональная точка зрения, не более того. Спасибо всем, кто дочитал до конца


p.s. Мысли еще есть, думаю на вторую часть повествования их хватит. Чуть позже напишу еще. Про еду, про культуру, про историю и память. Продолжение следует


--

Илья Пушков

Комментариев нет:

Отправить комментарий